Астрахань глазами московской художницы
Она такая разная, такая контрастная…
На днях в редакции AstraKult прошла встреча с удивительным и талантливым человеком, для которого Астрахань оказалась незабываемой. Художница из столицы Зинаида Юсова делится своими впечатлениями от нашего города и рисует его для нас совсем другим: детальным и необычным.
Сегодня миру известно немало ярких личностей, способных заниматься самыми разными, выдающимися вещами. Наша гостья как раз из таких людей. Она не только рисует картины в разных стилях — ее увлекает дизайн, скульптура, театр и педагогика. Девушка также создавала коллекции игрушек, выставляя их на профильных выставках как в России, так и зарубежом.
Кроме того, Зинаида Юсова является доцентом, членом Московского Союза художников, членом Союза художников России, лауреатом и дипломантом городских и международных конкурсов. Работы художницы хранятся в музеях мира, в таких странах как: Россия, Украина, Латвия, Германия и США.
В преддверии интервью Зинаида немного застенчива: рассказывать о себе всегда для нее непросто, но когда началась беседа, художница погрузилась в свои воспоминания и чувства об искусстве, о работе – и обо всем говорилось с такой любовью и невероятным вдохновением, что общение выдалось по-настоящему душевным, легким и откровенным.
Жизненное кредо: «Люблю много работать»
Все началось с преподавания — эту работу, признается Зинаида, она любит особенной любовью. Деятельность педагога изобразительного искусства началась в юном возрасте, еще в 16 лет. Интересный случай из этой практики, которым поделилась девушка, показывает ее чувства к любимому делу.
Урок. 30 детей. Я попросила изобразить сложный соусник карандашом. Казалось бы, сложное задание, которое должно нагнать на детей скуку. Но ребята настолько увлеклись этим взрослым занятием, что воцарилась тишина и только карандаши шуршали по бумаге. Тогда я поняла, что ради таких минут уже стоит быть преподавателем.
У художника багаж тяжелый
2 года назад художница ушла в творчество — так сказать, педагогический отпуск, в котором много поездок и собственных мастер-классов по изобразительному искусству. И в каждом своем путешествии Зинаида рисует. Нам стало любопытно, какие инструменты берет в дорогу художник.
Каждое путешествие диктует свой материал. Сначала я брала блокнот, теперь это бумага 30 на 30 см (больше формата А4), она может быть разной плотности и фактуры, любимая — весом 70 грамм, на ней я делаю тонкую графику тушью. Рисую в путешествиях маслом, темперой, гуашью, пастелью, люблю смешанные техники — все зависит от настроения. В Астрахань брала масло и тушь. Надо признать, что общий вес художественных материалов, необходимый для работы на пленэре, в багаже художника приличный.
Афины
Вдохновение можно найти где угодно, тем более, во время путешествий. Зинаида поделилась прекрасной историей:
Я отправилась в путешествие по миру. Афины, район Анафиотика: маленькие домики с узкими улочками, люди здесь живут большой дружной семьёй. Там я познакомилась с гречанкой Александрой. В ее саду росла роза – таких не увидишь в России. Огромный ствол, который поднимается, ползет по дому и теряется где-то в беседке. Когда Александра увидела, что я рисую, пустилась наводить красоту в своем саду, она выстригла розу. Я, как привороженная ходила к этому дому дней пять, чтобы любуясь и восхищаясь, дорисовать этот необыкновенный цветок, который после «стрижки» преобразился и пустил новые побеги, прекрасные бутоны.
Погодное волшебство
Как же приятно было услышать, что Астрахани не менее сильно вдохновила нашу героиню. Художник способен заметить даже больше, чем его многолетние жители:
Я люблю Астрахань. И сама Астрахань, по-моему, тоже меня любит: за полгода я была здесь уже 4 раза. Кажется, сама погода мне благоволит. Когда я собиралась сюда в июне, друзья пугали меня, что от жары плавится асфальт. Но в ночь перед моим приездом пошел дождь. Вопреки предупреждениям друзей-астраханцев здесь царит приятная, комфортная погода. Я отправляюсь на набережную, где чувствую особый запах, запах воды — я его обожаю!
В следующий мой приезд в Астрахани осень. Здесь она золотая, не разноцветная, как в Москве: нет красного, пурпурного, нет охры. Она чисто желтая. С друзьями мы поехали за город. Утро, серое небо, молочные берега (именно молочные, как описывают в литературных произведениях!), золотые ивы склоняют свои длинные ветки к спокойной воде. Это удивительно: на водопой пришли лошади! Как можно не любить такую Астрахань! Ну где в Москве мы сможем отъехать от города (а у вас километров 10 – и ты уже за городом) и попасть так быстро в село, в эту удивительную природу?
И вот я приехала в воскресенье, на этот раз мне посоветовали одеваться потеплее, потому что дуют холодные ноябрьские ветра. Выхожу из самолета — крупными хлопьями идет снег — настоящая рождественская сказка! Какое-то странное волшебство происходит со мной, когда я приезжаю в Астрахань.
НЕстепная Астрахань в рисунках
Задав вопрос, что же из Астраханского попало на холст художницы, просто впечатляемся ее ответом:
Когда первый раз летела в Астрахань с холстами, то думала, что буду рисовать соленые озера и степь. Но когда я оказалась в городе, тут было безумно живописно и, вернувшись домой со своими рисунками, я обнаружила, что не нарисовала ни степь, ни озера. Я снимала здесь квартиру и нарочно не задергивала шторы на окнах, поэтому Астрахань встречала меня рассветом, когда в 4 утра будило яркое солнце, и мой рабочий день начинался уже в эту раннюю пору. Провожал меня этот потрясающий астраханский красный закат в моих окнах, а ночью на меня глядели звезды.
Мой день в Астрахани начинался рано, уже в 5 часов я была в городе и рисовала его: улицу Никольскую, Кремль, вид на Кремль с Братского сада. Холст за холостом, картины писались естественно, легко. А потом рисовала графичный город, хотелось нарисовать его в одно касание, тонкой линией, чтобы передать архитектуру. Одно движение пером — получилась башня Кремля. Прорабатывала все детали, каждый листочек дерева. Только вдуматься: вырастить деревья в Астрахани — это колоссальный труд!
Это настоящий райский сад: все лето природа стоит зеленая, а застывшие капли воды на ней после полива сверкают в солнечных лучах. Здесь стоит прохлада в жару. Мне кажется, я все парки нарисовала.
Это удивительный город: деревянный, каменный, тут и современное стекло – какой-то безумный контраст, все стоит так близко друг к другу! Похожие ощущения были у меня в Крыму. Я люблю горы, у меня есть 133 вида горы Утюг. Но Астрахань обрушила на меня такое количество визуальной информации! Я зарисовывала улицу Бэра и улицу Чехова, приехала домой, в Москву, и меня было невозможно оторвать, я вырезала серию линогравюр (23 листа). Астрахань уходящая, ее скоро не будет. Она такая русская: все эти деревянные дома, дворы с белыми арочками, ступеньками. И вот я собрала первую книжку и поняла, что в своем путешествии по Астрахани не зашла в Кремль и совсем не рисовала Волгу. Поэтому поехала сюда второй раз.
Ну как такое возможно в одном городе: деревянные домики, балконы с чугунным литьем (тут должны петь серенады!), католический храм, мечети, православные церкви. все так близко. В одном городе можно делать разные серии работ!
Любимые места в Астрахани
На вопрос о любимых астраханских местах Зинаида не смогла дать однозначный ответ, и это вполне понятно:
Астрахань поднимает настроение: выходишь на улицу и сразу красиво. Набережная, Братский сад – вечером здесь так спокойно, красиво, можно опуститься на скамью и порелаксировать. Потрясающий фонтан квадратиками на площади Ленина, а дополняют его эмоциями дети, которые там весело по ним скачут. Лебединое озеро: солнце, мелкая рябь по глади воды, лебеди купаются. И утро здесь невероятно красивое.
Почему эту красоту замечают порой только художники?
Многие люди забывают в себе ребенка, а художник воспринимает мир по-другому, потому что хочет каждый день удивляться, замечать вещи, радоваться каждому дню. — отвечает Зинаида Юсова. — Художник видит вокруг себя прекрасное. Когда он рисует, он пишет свое состояние, свое впечатление от того, что видит. Его отношение к миру в этот самый момент замирает на бумаге навсегда.
Кран-исполин, бешеный графический ритм, настоящее инженерное искусство, именно он открыл для меня Астрахань промышленную. На судостроительном заводе «Лотос» строят круизный лайнер. Рядом с ним ты не только понимаешь, какой маленький ты сам, но и о том, какое количество людей создает его. Находясь на корабле, всегда думаешь об экипаже, а не о том, кто его построил – а это большая команда профессионалов, от чьей работы зависит безопасность всего экипажа и пассажиров.
Завод им В.И. Ленина был создан 1881 году. Здесь единственный в мире Г-образный док, который построили братья Нобели, каждая гаечка здесь та самая! А ведь все, что старше 100 лет, уже является произведением искусства, а тут оно еще и работает! На заводе стоит потрясающий корабль, который пришел на ремонт, хочется рисовать, много рисовать.
Астраханский тепловозоремонтный завод: сводчатые потолки. Перед моим взором предстала картина Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар». Я сделала графическую работу, но хочу писать живопись.
Астраханский консервный завод: огромное количество стеклянных баночек. Я сама делаю закатки на зиму, но здесь, на заводе, процесс совсем другой. Мы томатную пасту покупаем и даже не задумываемся о том, как она оказывается в своих баночках.
Астрахань удивительна, многогранная, контрастная, каждый день она разная. И каждый раз, приезжая сюда, я открываю для себя в ней что-то новое. Я мечтаю создать выставку, на которой представлю свои работы, созданные в этом городе. Ну а несколько из них (линогравюра) я передала в Астраханскую картинную галерею.