“Ха, Ха и Ха”: Как создавался необычный спектакль ТЮЗа
Хармс и свобода творчества
Весной этого года в репертуаре ТЮЗа появился спектакль с интересным названием “Ха, Ха и Ха”. Не менее интересна его судьба. Это самостоятельная авторская работа молодых актрис театра: Лии Альмяшевой, Анны Казаковой и Алеси Еремицкой. В основе которой — Даниил Хармс. Впервые они показали спектакль еще летом 2018 года в “Учебном театре” Астраханской консерватории, будучи тогда студентками актерского отделения. Авторы, режиссеры и актрисы в одном лице, сегодня они рассказали нам, как создавался необычный спектакль “Ха Ха и Ха” и каким был его путь. Читайте далее в нашем материале.
Девушки вместе учились в консерватории, и однажды преподаватель по актерскому мастерству дал им задание — создать свою композицию.
“Каждый начал выбирать свою тему. А мне было интересно сделать проект про русского писателя, поэта и драматурга Даниила Хармса. Стала изучать его биографию и наткнулась на противоречивые дневники, письма и литературные произведения. Проанализировав информацию, я поняла, что в нем ярко выражены три личности, которые между собой конфликтуют. В моих мыслях появилась история с тремя образами — лирическим, смешным и печальным. Я написала сценарий и предложила девчонкам попробовать доработать идею вместе”, — поделилась воспоминаниями Анна Казакова.
Так будущие актрисы объединились и стали фантазировать над проектом. Но нам было интересно, почему же все-таки Хармс?
“Хармс появился намного раньше. Я увидела в Краснодаре совсем другой спектакль по его произведению, под названием “Мыр”. Он мне показался очень интересным. И я вспомнила, что Даниил Хармс сам по себе необычная личность. Захотелось больше про него узнать. Таким образом, я вдохновилась работой своих коллег из другого города”, — ответила Анна Казакова.
Изначально постановка состояла из текста и минимальных движений.
“Впервые мы поставили композицию на малой сцене консерватории, в подвале — эту площадку называют “Учебный театр”. У нас было три куба и никаких костюмов. Зато был грим — словом, минимализм во всей красе. Мы очень быстро все создавали, буквально за две недели. Причем нам самим было интересно и захватывающе. Наверное поэтому, именно в той, сырой, форме спектакль привлек внимание всех присутствующих”, — рассказала Лия Альмяшева.
После окончания консерватории Лия Альмяшева и Анна Казакова стали актрисами Театра юного зрителя. И в 2020 году решили поучаствовать в проекте ТЮЗа “Неформат” — это экспериментальная площадка, которая дает возможность актерам представить самостоятельные авторские работы.
На тот момент Алеся Еремицкая еще не работала в ТЮЗе и одной “Ха” требовалась замена. Лия с Аней предложили Екатерине Якшиной заменить Алесю и стать “веселым” образом в постановке. Причем девушки стали реализовывать совершенно новую работу — на другой сцене и с другим реквизитом.
“Мы решили бросить себе вызов — из того, что было, придумать нечто новое. Искали столы повсюду, затем просили их покрасить, кое-где отремонтировать. Творили на ходу. Так же дело обстояло и с костюмами — выбирали из подбора, собирали цилиндр. И к “Неформату” у нас получился полноценный спектакль”, — поделилась Лия.
После “нового дебюта” работу включили в репертуар Театра юного зрителя.
“Когда меня пригласили в проект, мы начали заново отстраивать спектакль. Было интересно: и когда мы прислушивались друг к другу, и когда отстаивали свои точки зрения. Даже в наших спорах была особая энергия творчества. Мы вместе создали большой простор для свободы и идей”, — отметила Екатерина Якшина.
Но на этом история не закончилась. Из-за пандемии премьера сдвинулась почти на год. Однако девочки не стали сидеть сложа руки, а решили поучаствовать в новом конкурсе самостоятельных актерских работ среди астраханских театров, организатором которого был театр “Периферия”. Как раз в тот момент к команде снова присоединилась Алеся — она перешла из другого театра в ТЮЗ.
“Хочу участвовать в “Хармсе”, ведь я тоже его создавала”, — сказала она.
И вот, три “Ха” воссоединились и заняли в астраханском конкурсе I место. По словам создательниц спектакля, жюри высоко оценило их работу.
Премьера “Ха, Ха и Ха” состоялась в марте этого года. Постановка по-прежнему является очень оригинальной и во многом неформатной. В ней много интересных режиссерских находок: пантомима, юмор, стихи, странные танцы, песни, звуки. Из сценографии – чёрные кулисы, три чёрных стола, сценический дым. Классические костюмы черно-белого цвета. Из ярких акцентов – разноцветные носки и броский грим.
Кстати, актрисы сами наносят себе грим — на его создание уходит почти полчаса.
Три разные личности Даниила Хармса символизируют собой три актрисы на сцене.
Анна Казакова — лирическое Ха.
Лия Альмяшева — депрессивное Ха.
Алеся Еремицкая и Екатерина Якшина — веселое Ха.
На наш взгляд, постановка заслуживает отдельного внимания, потому что она необычна во всем. Здесь творчество и физика соединены в одном тандеме, движения происходят одновременно со стихами, разговоры плавно или резко перетекают в звук приближающегося поезда или сумасшедший смех. А по мимике актеров можно понять чувства и мироощущения одного из самых ярких писателей 20 века — Даниила Хармса. “Ха, Ха и Ха” стоит увидеть, чтобы приблизиться к его неординарному творчеству.