Самые животрепещущие вопросы об Астрахани

И ответы на них
#1 Что сказал Петр I, увидев Успенский собор в Астрахани?
Сохранились доподлинные слова великого русского Императора, обращенные к Императрице:
«Видишь, какое величественное и прекрасное здание воздвигнул он (митрополит Самсон): во всем Государстве нет такого лепотного храма».

Кафедральный Собор Успения Богородицы. Построен первоначально деревянным в 1560 году.
Строительство современного храма начато в 1698 году и закончено в 1710 году архитектором Д. М. Мякишевым
Успенский собор Астраханского кремля — единственный из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место являют собой единение.
#2 Почему нашу галерею называют «Догадинка»?
Дело в том, что картинная галерея обязана самому своему существованию, легендарному астраханцу, Павлу Михайловичу Догадину. Его имя носит сегодня галерея, которую некоторые называют «Догадинка» по аналогии со знаменитой «Третьяковкой». История основания у музеев действительно во многом схожа. Купеческий род Догадиных в Астрахани ведёт свою историю с конца XVIII века. Павел Михайловтч получил хорошее образование и инженерную специальность, продолжая семейное дело. В начале 1910-х годов его увлекла идея создать в родном городе картинную галерею. Для этих целей он послал в Москву денежный задаток, чтобы известный коллекционер А. Г. Голиков приобрёл ему несколько картин. В 1912 году Голиков купил три первые картины: этюд к «Цветущему лугу» И. И. Левитана, «Валаам» И. И. Шишкина и «Волга. Облака» И. Л. Калмыкова.
За пять лет (1912—1917) Догадин собрал в своём собственном доме внушительную коллекцию: более ста живописных и графических произведений, около девяноста автографов писателей, поэтов, музыкантов, исторических деятелей. Мысли о передаче своей коллекции в собственность города стали посещать Догадина в 1916 году. События октября 1917 года заставили его принять окончательное решение — Догадин отписал городу коллекции вместе с особняком и библиотекой. Умер в декабре 1919 года от тифа. Все свои средства Догадин вложил в создание художественного музея, потому похороны были совершены на казённый счёт.
#3 Где в Астрахани можно встретить самую «возрастную» книгу?
Такая книга находится в Астраханской областной библиотеке им. Н.К. Крупской. И это Инкунабула «Великопостные проповеди» Иоанна де Аквила (Брешиа, 1497 г.) – памятник мирового значения, самая древняя книга в истории библиотеки и, кстати, единственная из сохранившихся инкунабул на всей территории России и постсоветского пространства. В свое время этот экземпляр, побывавший в руках не одного владельца, попал в собрание Астраханской духовной семинарии. Здесь сохранились наиболее ранние автографы, в основном, владельческие и дарственные, а также маргинальные пометы, датируемые по почерку XVI в. (латинский язык).
Инкунабула (от лат. «incunabula», означающего «исток», «колыбель», «начало») – это любая книга, изданная печатным способом в Европе от начала книгопечатания и по 31 декабря 1500 г. История инкунабул началась примерно в 1445 г., когда Иоганн Гутенберг открыл в немецком городе Майнце первую в Европе типографию для книгопечатания. Изобретение действительно было уникальным для XV в. и включало целый ряд технических новшеств: разборный шрифт, словолитный аппарат, специальный сплав для печатных литер.
#4 «У меня и душа-то астраханка». Кто автор этих слов?
Эти слова принадлежат знаменитому русскому художнику Борису Кустодиеву. Он родился и вырос в Астрахани, а его первым учителем живописи был знаменитый Павел Власов – основатель Астраханского художественного училища. В доме, где жила семья Кустодиева, расположен сегодня Дом-музей его имени.
В 1887 году Кустодиев становится учеником духовного училища. Здесь он впервые видит настоящую живопись – это были работы передвижников. Впечатления, которые он получил от этой выставки, поселили в голове Бориса Кустодиева идею о занятиях живописью.
Окружающий мир влек к себе Бориса Кустодиева. Во всем, что его окружало, он видел что-то волшебное. Все детские воспоминания и впечатления художник пронес через всю свою жизнь, а «фотографическая» память помогла ему все эти детские впечатления перенести на бумагу с невероятной точностью.
Позже в одном из писем он написал: «Я бы теперь и десять Ялт, и столько же Черных морей променял бы на Астрахань. Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка».
Б.М. Кустодиев. Мост. Астрахань. 1918 год