Павел Догадин: судьба и коллекция «астраханского Третьякова»
Об основателе картинной галереи
В Астраханской «Догадинке» завершился лекционный цикл «О коллекциях по пятницам», посвящённый значимым аспектам в истории Астраханской картинной галереи. В рамках проекта «Коллекция образов» и в течение двух месяцев астраханцы смогли узнать множество интересных фактов о четырех коллекциях, ставших основой собрания музея и судьбах коллекционеров: братьев Сапожниковых, Ивана Репина, Александра Перова и Павла Догадина.
Отдельно хотелось бы остановиться на лекции, посвящённой Павлу Догадину. Она максимально широко открыла нам личность человека, именем которого названа Астраханская картинная галерея и благодаря которому она была открыта. Несмотря на огромный вклад Павла Догадина в культуру нашего региона, сведений об этом человеке не так много.
Старший научный сотрудник «Догадинки» Валерий Харламов рассказал собравшимся об интересных фактах из биографии основателя картинной галереи в Астрахани, о его основных приобретениях, о соратниках и друзьях, помогавших сформировать богатую художественную коллекцию.
Сердце музея
Перед началом лекции в соседнем зале Валерий Харламов проводит экскурсию на английском языке для студентов факультета иностранных языков. Пока «Лучший гид-переводчик России-2016» рассказывает учащимся о главных картинах 19-го и начала 20-го веков в собрании «Догадинки», Каминный зал картинной галереи постепенно заполняется слушателями лекции, желающими узнать, благодаря кому эти великолепные произведения попали в Астрахань.
Почти мгновенно Валерий перевоплощается из экскурсовода в лектора, занимая место за кафедрой, и начинает свой рассказ.
Коллекция Павла Михайловича Догадина — это сердце Астраханской Картинной галереи, а его имя вписано золотыми буквами не только в название музея, но и во всю историю культуры города Астрахани. Это масштабная личность, однако сведений о нём очень мало.
Астраханская династия
Павел Догадин был сыном купца второй гильдии, члена Городской гласной думы, присяжного заседателя Михаила Догадина, главы Торгового дома «М.П. Догадин и сыновья». Купеческая династия Догадиных была известна в Астрахани с 18-го века.
Павел Михайлович Догадин родился в 1876 году. В 1894-м он закончил Астраханское реальное училище всего с двумя «четвёрками» — по арифметике и французскому языку. По остальным предметам он получил «отлично» — в том числе и по рисованию, которое в училище вёл преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств Павел Власов, умевший привить своим ученикам любовь к искусству.
Не без воли родителей 18-летний Павел Догадин решает заняться точными науками. С 1895 по 1901 годы он учится на механическом факультете Московского технического училища. По окончанию учёбы его направляют работать на Коломенский машиностроительный завод. К сожалению, никаких сведений об этом периоде жизни Павла Михайловича нет, поскольку архивы завода не сохранились.
Возвращение в Астрахань и первые приобретения
В 1907 году Догадин был вынужден вернуться в родной город: скончался его отец, а всего через 9 месяцев и мать. В 32 года Павел на правах старшего сына становится полноправным распорядителем всех дел в Торговом доме.
Начало собирательской деятельности Павла Догадина датируется 1911 годом, когда коллекционер приобретает автограф Льва Толстого. Затем в коллекции появляются автографы Глинки, Чайковского и других известных музыкантов, писателей и выдающихся личностей. Долгое время Догадин мечтает заполучить автограф Чехова, и какое-то время спустя эта мечта сбылась благодаря Владимиру Гиляровскому, с которым Павла Михайловича связывали близкие дружеские отношения.
Первые произведения живописи и графики для своего собрания Павел Михайлович приобрел у известного коллекционера Александра Голикова. Это были: этюд к «Цветущему лугу» И. И. Левитана, купленный за 80 рублей, рисунок И. И. Шишкина «Валаам» стоимостью в 65 рублей и картина «Волга. Облака» И. Л. Калмыкова, приобретённая за 40 рублей.
В 1914 году умирает дядя Павла Догадина, и он наследует дом, где впоследствии будет открыта Картинная галерея (современная улица Красная Набережная, 39), а также пять работ французских художников. Две картины сейчас выставляются в Отделе зарубежного искусства Картинной галереи, а три другие работы утрачены.
Дружба с Владимиром Гиляровским
Долгое время Павел Догадин тесно общался с Владимиром Гиляровским, который был страстным любителем живописи и завсегдатаем всех вернисажей. Вероятно, на одном из них и состоялось знакомство астраханского коллекционера с этим выдающимся человеком. По обращениям в переписке видно, насколько тёплыми были их отношения. В частности, «дядя Гиляй» обращался к Павлу Михайловичу не иначе как «Глубокоуважаемый Павел Михайлович» и «Милый друг!».
Гиляровский подсказывал астраханскому коллекционеру, у кого можно приобрести работы того или иного художника. Но главным итогом их сотрудничества можно считать приобретение Догадиным четырёх работ Александра Герасимова. В молодости Герасимов увлекался импрессионизмом и писал яркие и нежные натюрморты и пейзажи. В зрелые годы он работал в русле социалистического реализма, был лауреатом четырёх сталинских премий.
Кстати, в 1940-х годах Александр Герасимов лично посещал Астраханскую картинную галерею, видел в собрании свои картины и оставил в книге отзывов музея такую запись:
«Собрание картин города Астрахани представляет собой явление большого государственного значения. Оно даёт полную картину развития русской живописи за девятнадцатый и текущий двадцатый век. Здесь имеются произведения, которые могли бы быть в лучших музеях Москвы и Ленинграда. Это собрание составляет гордость города Астрахань. Сохранность картин, общий порядок в галерее говорят о большой любви к этому делу со стороны лиц, являющихся хранителями этого ценного собрания произведений искусства».
В 1915 году Павел Догадин приобрёл рекордные 28 произведений искусства для своей коллекции. Самым дорогим приобретением Догадина стала картина Исаака Левитана «В парке». Её собиратель купил за 6000 рублей.
В библиотеке Астраханской картинной галереи сохранились три увесистые тетради. В них были вырезки из периодической печати, из газет «Русь», «Утро России» и других, которые повествуют о вернисажах, выставках и прочих событиях в культурной жизни Москвы и Петербурга. Названия некоторых работ в этих статьях подчёркнуты рукой Павла Догадина и подписаны «у П.Д.» .
В 1918 году Догадин отписал городу свою богатую коллекцию — а именно, 134 произведения живописи и графики, коллекцию автографов, библиотеку и особняк.
В 1919 году в письме известному художнику-мозаичисту Владимиру Фролову, зятю Леонтия Бенуа, Павел Догадин писал:
«Как вы увидите из приложенной вырезки из «Известий совета рабочих крестьянских депутатов», я в октябре прошлого года принёс всё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому губернскому совету профессиональных союзов и так положил начало художественной галерее в Астрахани. То осуществилась наконец моя заветная мечта. Меня назначили заведующим или хранителем галереи, помещающейся в моём доме».
На этой должности Павел Догадин провёл чуть более года. В декабре 1919 года из-за бушующей в городе эпидемии брюшного тифа Павел Михайлович Догадин уходит из жизни. Все свои сбережения меценат потратил на создание художественного музея, поэтому хоронили его за казённый счёт.
Благородное дело «астраханского Третьякова» продолжилось и после его смерти. В 1921 году Астраханская картинная галерея, уже значительно расширившая своё собрание, переехала в новый дом, в особняк бывшего городского главы Плотникова, где располагается и по сей день.
В советские годы имя Догадина ушло из названия галереи: в 1958 году, в год юбилея города и в год 80-летия Бориса Михайловича Кустодиева, Картинной галерее присвоили имя этого прославленного астраханского художника. Но в 2008 году «Догадинка» справедливо вернула своё прежнее название, став Астраханской государственной картинной галереей имени П.М. Догадина.
Видеозапись этой и других лекций в рамках проекта «О коллекциях по пятницам» смотрите на официальном Youtube-канале «Догадинки».