Карине Бабаян: «С помощью картин наша душа хочет выразиться»

Интервью с астраханской художницей
В гостях у Астракульта сегодня — астраханская художница и фотограф Карине Бабаян. Она родилась в Армении, в городе Бюрегеван. Но давно живет в Астрахани, где и раскрылось в полной мере ее творчество. Картины Карине побывали на многих выставках, а умение по-своему выражать красоту этого мира она передает ученикам и участникам мастер-классов.
Предлагаем прочесть наше интервью и вдохновиться прекрасной Карине, как это сделали мы.
— Для начала традиционный вопрос: расскажите, как и когда к вам пришло решение стать художником?
— Я переехала в Астрахань в 2004 году, а затем у меня родилась дочь. В детстве я всегда рисовала хорошо, но только после рождения дочери стала видеть цвета по-другому. И моя родная сестра, заметив эти изменения, активно поддерживала мои начинания. Так я решила начать свой творческий путь. В 2010 году поступила в Астраханскую художественную школу № 1. Под чутким руководством преподавателей — Ильи Логинова, Владимира Храмова, Нелли Суровны — стала обучаться различным техникам: масло, акварель, гуашь. Окончила школу с отличием. Параллельно у меня уже были первые заказы на картины.
— Вы помните вашу самую первую картину?
— Конечно, помню. Это была ваза с подсолнухами. И эту работу я сохранила, при этом не исправив ни одной ошибки. Для того, чтобы проанализировать, чего я добилась за 15 лет стажа художника. И помнить, как все начиналось. Считаю, что первые работы не стоит переделывать.
— Что вы больше всего любите отображать на холсте и в рисунках?
— Особенно нравится рисовать пейзажи: море, виды из окон, природу Астрахани. У меня много картин с лотосами, маками, сиренью — цветочные композиции очень наполняют. Также портреты — различные лица. Я всегда в восторге от человеческих глаз. Ловлю и счастливые мгновения.
— Как вы считаете, художник-женщина иначе видит окружающий мир?
— Честно, да. Мы, женщины — другие, более эмоциональные, чувствительные, нежные. Но быть художником — это диагноз, одинаковый для всех, для мужчин и женщин. Если человек живет творчеством, в буквальном смысле “заболел” этим, то это не остановить. Ведь с помощью картин наша душа хочет выразиться. И даже после шестичасовой усердной работы силы не убавляются, а прибавляются. Именно так себя чувствует человек, который занимается Своим делом. И не важно, художник ты или художница. Но по секрету скажу, не творческим людям сложно, а их близкому окружению — мужьям, женам, детям, родственникам и друзьям. Не все могут смириться, что в доме по-особенному пахнет маслом. Или, к примеру, вы запланировали что-то вместе провести, но твой родной “творческий человек” рисует уже неделю. Путь художника для меня — это путь всей семьи.
— А вы много времени уделяете творчеству?
— Я рисую по вдохновению. Если мне понравился образ, человек, то я не смогу откладывать, сразу же приступаю к процессу. Даже если мне необходимо отправиться в поездку далеко от города, чтобы нарисовать лотосы, мне это не помешает. Конечно, бывают дни, когда хочется рисовать, но нет понимания, что именно. В этом случае неизбежен поиск Музы: просмотр фильмов, общение с людьми и другие ресурсные практики. В целом, когда я счастлива, мне всегда есть, чем поделиться с миром.
— Ваш любимый художник? Чьи работы вас вдохновляют?
— Изначально я вдохновлялась работами Ивана Айвазовского, армянского художника Мартироса Сарьяна. Очень нравятся картины Виктора Васнецова. Однажды, будучи в гостях, я случайно увидела в сарае репродукцию очень хорошего качества васнецовской “Аленушки”. И это работа неизвестного художника оказалась оригинальной. Стала упрашивать хозяев отдать мне картину на реставрацию. Сегодня “Аленушка” висит у них в гостиной.
После этого я поняла, что как только ты начинаешь рисовать, тебя находят не только картины, но и ценители твоего искусства.
— Завершая картину, Вы испытываете удовлетворение или же вам жалко с ней расставаться?
— Да, я всегда испытываю восторг и гордость за себя. Иногда мне жалко людей, которые не чувствуют того, что ощущаю я. Но сейчас мне не жалко расставаться со своими работами. В начале своего пути мои картины были для меня малышами. Я их любила, как своих детей. И если кто-то хотел их приобрести, мне было очень оскорбительно. Но спустя три года состоялся разговор с сестрой Серине, которая сказала: “Нарисуешь еще, не жадничай”. После этого я стала проще относиться к своим работам.
— Есть ли у Вас самая любимая картина?
— Я нарисовала в технике акварель копию “Девятого вала” Айвазовского. Над этой картиной работала 1,5 года. Она для меня особенно цена. Поэтому я не стала ее продавать, а оставила себе. Хочу, чтобы она украшала мой дом.
— На вашей странице в Instagram я видела, что вы также фотографируете и создаете украшения? Расскажите об этом подробнее.
— Так как я закончила Ереванский колледж информатики по специальности оператор-электрик, мне несложно было обучиться фотомастерству. Ведь фотограф все-таки больше “технарь”, он должен хорошо разбираться в технике. А это я умела делать. В 2013 году я приобрела себе фотоаппарат и начала еще заниматься фотографией. Сначала снимала свои выставки и мероприятия в форме репортажа, потом все это стало перерастать в нечто большее. Я принимала участие как фотограф на Каспийской неделе моды. Мне всегда приятно, когда я замечаю, что многие не убирают мои фото с аватарки годами.
Украшения тоже пришли внезапно. Человек, которому я советовала, как лучше их сделать, в свою очередь, посоветовал мне начать делать свои украшения.
— А еще вы обучаете рисованию?
— Да. Знаниями пора делиться. Когда я преподаю, у меня нет цели выдать учащемуся сертификат об окончании — не для корочки все это делается. Моя цель — чтобы человек по завершению обучения был удовлетворен своей работой и восхищался, когда будет на нее смотреть. И все-таки я больше наставник-консультант. Помогаю, пробуждаю, советую и направляю ребенка. А получить образование можно в учебном заведении.
— Какие напутствия или советы вы можете дать начинающим художникам?
— Не все двери были открыты для меня в Астрахани, когда я только начинала. И как молодой художник я многое слушала, в том числе и критику. Впитывала, как губка, новые знания. Поэтому главное — не обижаться. И не опускать руки, когда что-то будет не получаться. Или когда в вас не верят. В меня тоже многие не верили, но я сама верила, и это главное. Если ты хочешь рисовать, ты в любой ситуации создашь свое искусство. И еще важно не стесняться, показывать свои работы профессионалам, а также уметь просить о помощи. А не закрываться от мира из-за обиды и непризнания. И, конечно, развиваться. Для себя, в первую очередь.
Малика Родина