Михаил Гейфман: «Я не представляю свою жизнь без музыки»
Интересный разговор о джазе, фортепиано и гармонике
Михаил Гейфман — молодой астраханский музыкант, руководитель ансамбля Филармонии и певец. Его часто называют виртуозом — за прекрасное владение сразу тремя инструментами: фортепиано, синтезатором и гармоникой. Впервые мы встретились в 2013 году, когда Миша еще был студентом, но уже хорошо известен как музыкант (это интервью вы сможете прочесть вот здесь). Но время, как известно, не стоит на месте — как и творческая биография Михаила Гейфмана. В рамках нашей рубрики #творческиелюди мы решили не терять момента и вновь поговорили на музыкальные темы.
— Расскажи, с чего все началось? Как ты пришел к музыке?
— Пришел к музыке благодаря своим родителям. Мой папа уже сорок лет преподает в музыкальном колледже. Он привил мне большую любовь к джазу. Мама, хоть и не музыкант, но тоже своим примером влюбляла меня в музыкальное искусство. И моя бабушка (Римма Москаленко — прим.), конечно — она более 20 лет работала в учебно-методическом центре департаменте культуры Астраханской области. С бабушкой и папой постоянно занимался музыкой, слушал великих композиторов. И теперь я тоже часть музыкального мира.
— Какое у тебя образование?
— Сначала я окончил музыкальную школу по классу фортепиано, потом музыкальный колледж и консерваторию. Сейчас продолжаю обучение в магистратуре Астраханской консерватории. Для меня это возможность в дальнейшем преподавать в высших учебных музыкальных заведениях. Музыкой в принципе начал заниматься лет в пять… Ходил и в подготовительную музыкальную школу.
— Была ли у тебя возможность выбрать другое направление — не фортепиано, а скрипку, например?
— Бабушка — пианистка, папа — пианист и ударник. Поэтому сомнений не было. К фортепиано у меня всегда больше «душа лежала». Правда, в 12 лет папа с мамой подарили мне на день рождения губную гармонику. Я на тот момент увлекся блюзом и стал самостоятельно учиться игре на «гармошке». Поэтому у меня два любимых музыкальных инструмента. Но стоит отметить, что гармоника — это одноголосый инструмент, а фортепиано — царь инструментов. С помощью него можно много направлений «обхватить».
— Наверняка, гармоника не случайно появилась? Ты этот подарок сам заказал?
— Да. Посмотрел фильм «Кадиллак Рекордс» 2008 года и «Перекресток» 1986 года, которые посоветовал мне папа. И буквально влюбился в блюз. У меня появилось желание научиться самому играть на гармонике. Просил друга скачивать мне обучающие видео, покупал диски, все свободное время слушал и играл. В дальнейшем пришел уже к современному джазу, к бибопу, к фьюжну.
Бибоп, би—боп, боп (англ. bebop) — джазовый стиль, сложившийся в начале-середине 40-х годов XX века. Для него характерен быстрый темп и сложные импровизации, основанные на обыгрывании гармонии, а не мелодии.
— Как сейчас устроена твоя жизнь? Обычный день музыканта Михаила Гейфмана.
— Репетиции, гастроли, поездки. Но утро обязательно начинается с музыки. Я постоянно под ее воздействием. Проснулся, приступил к гимнастике и включил музыку. Завтракаю и одновременно смотрю концерт. Если выбираю фильм, то он тоже будет связан с музыкой. И я, действительно, не представляю свою жизнь без музыки. При этом у меня нет чувства «усталости от музыки».
— А музыкальные приоритеты есть?
— Я слушаю много музыки, и абсолютно разную. Любимая — это джазовая. И традиционный, и современный. Восхищаюсь творчеством Чарли Паркера, Чика Кориа (кстати, в Филармонии 18 июня мы планируем организовать концерт в его честь). Еще Херби Хэнкок, Джон Колтрейн, Роберт Гласпер. Когда слушаю этих великих музыкантов, всегда открываю что-то новое для себя. Также я люблю и академическую музыку, различные синтезы, хип-хоп.
— Что для тебя джаз?
— Это та музыка, в которой ты действительно выражаешь свои чувства. Ведь неотъемлемой частью джаза является импровизация. И в нем есть большая вариативность. В академической музыке другие принципы, и она по-своему прекрасна. А джаз очень завязан на эмоциях — это живая музыка, которая никогда не умрет. Потому что она всегда новая и никогда не стоит на месте. Существует много различных синтезов джаза с другими направлениями. «Гибкость» джаза меня всегда восхищает.
— А есть произведения, которые ты сочинил сам?
— Возможно (загадочно улыбается). В первую очередь, мы сочиняем практически всегда на каждом выступлении и концерте. Играем и импровизируем одновременно. Конечно, я пишу свои темы, но я еще нигде не публиковал их.
— «Пишу Темы»?
— Да, то есть создаю свои произведения. В джазовой музыке есть такое понятие «Джазовая тема» — это мелодия с гармонией. Проигрывается определенная сетка в том или ином стиле, дальше идет импровизация, а в конце снова возвращаемся к первоначальной мелодике. И пишу я на малый состав — не один инструмент должен быть задействован.
— Когда впервые ты стал работать музыкантом?
— Я всегда учился и работал одновременно. Когда поступил в колледж, то сразу стал работать в филармоническом эстрадно-джазовом оркестре — был солистом и играл на губной гармонике. Приблизительно через два года мне предложили возглавить ансамбль, который я возглавляю по сей день. Это джазовый квартет: в его составе барабаны, бас-гитара, обычная гитара и фортепиано. Ближайший наш концерт состоится 13 апреля. Вместе с Шамситдином Мирзоевым покажем синтез джазовой и восточной музыки.
— Как здорово! А расскажи про твои самые запоминающиеся гастроли или концерты.
— Каждые гастроли и выступления — запоминающиеся. Например, в Казахстане и Израиле. Но большое впечатление у меня было от фестиваля «Аква джаз» под управлением Игоря Бутмана (2013 год), где собрались именитые музыканты. Это был колоссальный опыт для меня, я познакомился тогда с профессионалами, много общался с ними.
— Нужно ли музыканту как-то особенно беречь руки?
— Безусловно. Руки — это все. Но как и всем людям, важно следить за здоровьем, заниматься физическими упражнениями, питаться хорошо, развиваться. У меня, кстати, были травмы. В 15 лет по неосторожности повредил правую кисть пневматическим пистолетом. Потом была операция, во время которой задели локтевой нерв — онемели два пальца. Но я восстановился, не переставая при этом играть. Играл на концерте, а на руке еще были швы. Перед этим испытал самые смешанные чувства. Переживал и перед операцией, и после. Это было и боевым крещением, и испытанием меня на прочность. Насколько сильно я хочу продолжать быть пианистом? Еще однажды сломал эту же руку. Помню, что мне важно было доходить с гипсом какое-то время, а у меня выступление. Отыграли несколько сетов, но я не выдержал и снял гипс. Выступил, но было сложно. Пальцы пришлось снова тренировать.
— Невероятная история… По-другому ты, наверное, не смог бы поступить. А никогда не задумывался, для чего ты играешь прежде всего?
— Во-первых, всегда хочется передавать людям хорошую энергетику и заряжать их позитивом. Ведь музыка несет в себе стремление жить, радоваться жизни, даже несмотря на различные ситуации. А еще мне важно, чтобы люди, особенно после концерта, уходили домой с воодушевленными чувствами и были счастливы.
— Что пожелаешь начинающим музыкантам?
— Любить музыку. В целом, любить любое дело, которым ты занимаешься. Если это искренние и сильные чувства, ты достигнешь в нем высот. При этом важно отдаваться своей работе полностью. И всегда находить для «дела души» время, жить и гореть своими мечтами.