«Камышовый кот». Астраханская версия
Как представили наш регион на фестивале
Ярким событием этой весны стал I Российский фестиваль моноспектаклей «Камышовый кот», который собрал в Астрахани артистов из разных уголков страны. О гостях фестиваля и их спектаклях мы писали здесь. Пришло время рассказать об астраханских участниках, которые достойно представили наш регион.
История одного соблазнения
«Ёксель моксель» – любимая фраза главного героя Юрия Дубоносова («Диалектика») в одноименном спектакле. Ситуация вполне будничная, но в то же время и занимательная. Холостой немолодой мужчина рассказывает о своём знакомстве с такой же одинокой женщиной. Выступая в роли этакого пикапера и обращаясь к зрителю, главный герой раскрывает секреты соблазнения. В рассказе этого генерала и разработчика секретной ракеты чувствуется наигранность, ведь некоторые факты явно надуманные — что называется, из рода фантастики. Да и биография дамы, героини его истории, тоже имеет ряд выдуманных несоответствий. Позже это, естественно, подтверждается. Повествования сопровождается шутками, поэтому напоминает комедию.
Сценография постановки минималистична. Невольно внимание акцентируется на бюсте Александра Сергеевича Пушкина – любимом авторе загадочной незнакомки. При этом солнце русской литературы становится единственным лучиком света и смешливого генерала-соблазнителя и его новой пассии. Стоит отметить и музыкальное оформление, которое не только подчеркивает настроение героев — современные композиции говорят о том, что история вполне реальная. Ведь спектакль заканчивается не по-театральному прозаично, хотя и счастливо.
Диплом «За точное раскрытие образа героя современности»
Специалист по дуракам
Название спектакля «Все мы немного пациенты…», как и сама постановка режиссёра Александра Прасолова (Театр оперы и балета), оказалась более чем говорящей. Сюжет строится на общении врача (Георгий Бутусов, Театр кукол) и куклы-пациента. Как и следовало ожидать: второй недоволен своим здоровьем. В ходе скрупулезного медицинского осмотра выясняется и причина сего: «дураки», спрятавшиеся в теле больного. Стоит отметить, что диагноз весьма нравоучительный. Несмотря на комичность происходящей на сцене истории, спектакль высокоморален. Ведь «дураками» оказались типичные для многих недостатки. Очень актуальная тема для людей, следящих за своим моральным обликом, кстати.
Спектакль поставлен как юмористическая история, поэтому смотрится легко. Извлекаемые из тела больного недостатки-дураки предстают перед зрителями в виде воздушных шариков. Этот режиссёрский приём делает историю доступной как для взрослых, так и для детей (всё-таки постановка кукольная). Да и сам доктор вызывает явную симпатию у зрителя. Весёлая песенка, исполняемая медработником вначале, разбавляет моралистическую суть спектакля.
Диплом «За гуманистическую направленность и возрождение жанра моралите»
Борьба света и тьмы
Спектакль Сергея Кичигина (Театр кукол) «Моцарт и Сальери» идёт на астраханской сцене ни один год. Как и постановки по булгаковским и гоголевским произведениям, эта тоже манит зрителя какой-то непонятной мистикой. Сценография решена, можно сказать, классически, но при этом по-своему интересно: как из присказки «в чёрной-чёрной комнате…» На фоне чёрных кулис — темно-коричневый стул со стульями, серый рояль и пюпитр. Смотрится это всё мрачно, но притягательно. Освещают обстановку свечи и камин (так же холодных оттенков). Всё согласно эпохе жизни композиторов.
Сергей Кичигин исполняет роль Сальери. Его коллега – Моцарт – кукла, с которой он иногда и ведёт диалог. Причём достаточно откровенный. Не уставая восхищаться гениальностью оппонента, главный герой постоянно меняет свои настроения, от принятия до гнева. Диапазон эмоций и делает спектакль особенно привлекательным. Переход из одного состояния (гениальность) в другое (сумасшествие) служит как бы аллюзией на вечный спор: талант – это дар или проклятие. А подчёркивает этот душевный маятник музыка. Звуковое оформление подобрано очень точно. Ведь классика вечна!
Ещё один значимый элемент в спектакле – «чёрный человек». Мне кажется, он и является квинтэссенцией постановки, потому что для зрителя вопрос «кто он, этот загадочный чёрный человек» остаётся открытым. Таинственная личность, посетившая обоих композиторов, или сам Сальери?! Ведь костюм главного героя, в отличие от куклы Моцарта, одетой в белое, чёрного цвета. Этот контраст в одежде также подчёркивает душевные муки, испытываемые Сальери: борьбу света и тьмы.
Лауреат I степени
Человеческая жизнь как игра
Зарубежная классика была представлена на фестивале «Фаустом» Гёте. Режиссёр – Александр Прасолов (Театр оперы и балета). Композиция полностью соответствует произведению, однако исполнитель один. Вначале спектакль может показаться затянутым, но это из-за длинного диалога Бога и Мефистофеля. Позже, когда актёр Александр Прасолов в зависимости от роли меняет голос, действие все больше занимает зрителя. Стоит отметить, что речь сопровождалась движением. Так, главный элемент сценографии – игровое поле. Именно на нём разворачиваются главные события из жизни Фауста. Он в прямом смысле пешка в руках Бога и Мефистофеля, чья судьба решается в зависимости от того, как кости лягут.
Еще один важный момент в спектакле – звуковое оформление. Звон колоколов звучит как набат, который призывает зрителя обратить внимание на борьбу Фауста. Несмотря на то, что это единственная музыка в постановке, она очень символична.
Диплом «За верность великой поэзии»