Монолог о семейной драме глазами юноши

«Мальчик мой» – спектакль о честности перед самим собойВ астраханском Общедоступном театре «Периферия» вот уже больше полугода с успехом идет спектакль по пьесе драматурга Екатерины Гуземы «Мальчик мой». Режиссер – Александр Беляев. Создатели постановки обозначили ее как «спектакль о взрослении». Но какие еще темы скрыты в монологе молодого юноши? Давайте разбираться вместе.

Фото Глеба Махнева
Спектакль построен по принципу stand up. Главный герой – 15-летний подросток по имени Родион (Алексей Дуганов) – рассказывает о своей юношеской жизни. Речь молодого человека не лишена самоиронии, чем сглаживает многие скользкие темы. Причем для своего возраста Родя говорит достаточно грамотно и рассудительно, что свидетельствует об интеллигентном воспитании. И на первый взгляд именно это смущает юношу. Но к концу монолога зритель понимает, что проблема произведения куда глубже.
Стоит отметить, что главный герой не забывает о присутствующих в зале. Временами кажется, что Родион рассказывает свою историю не просто в пустоту, а конкретно каждому зрителю. От этого ты невольно становишься непосредственным соучастником жизненных событий юноши.
Сценография спектакля, как и семейная тайна Родиона, загадочна. Она требует от зрителя определенной умственной работы. Деревянная лавка, ограниченная металлической рамкой, предстает перед нами в роли то скамьи для отчитывания ребенка на школьном собрании, то трибуны, то исповедальни, то кровати в детской комнате, то помоста в бане. Задник сцены представляет собой серое металлическое полотно. Оно тоже многофункционально. В первую очередь выступает как зеркало, в котором пытается углядеть правду Родион, а зритель — себя. Во-вторых, полотно говорит нам об ограниченном пространстве, в котором пребывает и актер, и гости постановки. Таким образом, зрителя вынуждают дослушать историю до конца.
Звуковое оформление постановки минималистично. Оно сводится к нескольким музыкальным аккордам. Но при этом спектакль не кажется скучным и тихим. Ведь главный герой то танцует, то рефлектирует вместе со звучащими откуда-то извне нотами, напоминающими крик юной души.
Человеку, который пойдет на этот современный молодежный спектакль, важно понимать: данная постановка – не просто биографический монолог. Это история о родителях и детях XXI века. Можно даже сказать, притча о «блудном отце». Однако, как и в оригинале, к прощению приходят все участники истории. И, наверное, это главная мораль спектакля: на конкретном примере научиться прощать родителей за их ошибки и принимать себя, учитывая жизненный опыт старших родственников.
Каролина Виноградская
Рецензия написана в рамках Лаборатории молодой критики «Есть мнение!», которая проходила в Астрахани в конце сентября этого года. Организатором стал Общедоступный театр «Периферия», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.