Наталья Татаринцева: мы сВЯЗаны и дружны
О литературной студии «ВЯЗ» и продвижении творчества
Каждый раз при встрече с творческими людьми команда AstraKult открывает новые грани нашего города. Так, Астрахань не только театральная, музыкальная, художественная, но и литературная! У нас есть несколько интересных сообществ, где можно прочесть свои стихи или прозу, найти единомышленников и сделать первые шаги в творчестве. Яркий тому пример — литстудия «ВЯЗ», возглавляет которую астраханская поэтесса Наталья Татаринцева. На днях мы встретились в Шаховке и душевно поговорили о разном. Читайте далее в нашем интервью.
— Нам интересно узнать про ваше детство, ведь у вас творческая семья…
— Да, я занялась преподаванием и ведением литературной студии, потому что мне очень повезло. Моя мама — известный в нашем городе поэт и прозаик Элеонора Татаринцева. До подросткового возраста я еще не писала стихи, но в раннем детстве с мамой часто ходила к Нинель Александровне Мордовиной, которая была ее учителем. И мне очень нравилось быть участником организованных ими литературных вечеров, несмотря на мой юный возраст.
Когда я начала писать, конечно, у меня была сильная поддержка, ведь я росла в творческой атмосфере. Всегда могла показать свои стихи, поделиться своим творчеством с профессионалами, а они, в свою очередь, могли мне посоветовать поучаствовать в различных конкурсах, либо предложить выступить на мероприятии. Для начинающего поэта или прозаика это очень важно. Помню, когда была школьницей, в первый раз участвовала в одном конкурсе и заняла призовое место. Выступала в Союзе театральных деятелей, и мне казалось все, что со мной происходит, необычайным.
Писать, кстати, начала не сразу, долгое время психологически откладывала этот момент. Мне не хотелось, чтобы говорили: «Это дочка той самой…» Переживала, что все будут думать про то, что мама меня пиарит. Но писать стала совсем по-другому. Мои стихи сильно отличались от того, что создавала моя мама. И то, чего я так боялась, не произошло. Кстати, первые мои стихи были про любимых домашних животных, природу и пейзажи. А уже подростком писала о философском и социальном.
— И про любовь?
— Нет. Я один из тех авторов, который не пишет про любовь. Меня эта тема для стихов не очень вдохновляет. Может, уже много про нее написано…
— Когда же вы решили сами поддерживать начинающих поэтов и писателей?
— Будучи студенткой, я участвовала и помогала в конкурсе имени Нинель Мордовиной, которая к тому моменту уже ушла из жизни. Этот конкурс — дань памяти — проводился среди молодых поэтов и прозаиков. Здесь я увидела своих ровесников, которым повезло не так, как мне. И я подумала: «Как же невероятно тяжело, когда ты живешь в простой рабочей семье, которая вообще не интересуется стихами! Ты пишешь и не знаешь, куда пойти за профессиональной поддержкой и помощью». Это и определило то, чем я занимаюсь сейчас. Сейчас понимаю, что за каждым успешным творческим человеком стоит очень многое. Есть удача родиться в нужном месте, и может то, чего он добился, в большинстве случаев — это заслуга его окружения, которая в него верила и поддерживала.
— Ну и, конечно, хочется поговорить про литературную студию «ВЯЗ». С чего все начиналось?
— На самом деле, «ВЯЗ» — это уже вторая моя студия. Первая называлась «Монолит». И, по моему мнению, она тоже была достаточно хорошей, к тому же пользовалась успехом. С «монолитскими» ребятами мы до сих пор на связи, многие из них стали успешными, и если некоторые из них не стали писателями, то каждый уж точно нашел свою сферу. Опять-таки все пошло от премии Нинель Мордовиной. Сильно врезалось в память и повлияло на меня то, что у нас молодые и талантливые ребята подают потрясающую рукопись, но мы о них совсем ничего не знаем. Они побеждают в конкурсе, получают приз на издание своего произведения, но дальше совершенно не знают, что делать.
Так получилось, что в это время литстудии немного притихли: кто-то закрылся, у кого-то — только взрослое направление. И я поняла, что мне хочется видеть в Астрахани литературную студию для творческих молодых ребят. А затем уже пришла к тому, что смогу и сама вести эту студию. Кто, если не я? Во мне было много амбиций и немного наивности (смеется), именно это и сподвигло меня пойти в Агентство по делам молодежи. Причем ни с кем лично я не была знакома. В то время там работал Максим Резаков, ему я и рассказала про свою идею. А он ее сразу поддержал. Мне выделили помещение, и я еще вела рубрику в журнале при агентстве «Молодежная палитра», в котором каждый месяц мы публиковали наших талантливых ребят.
На первом собрании студии собралось большое количество людей — был полный зал и даже не хватило стульев. Никогда я не проводила подобные мероприятия, поэтому была рада такому ажиотажу.
— А что было дальше?
— Дальше наши пути с агентством разошлись, и нас приютила городская центральная библиотека на ул. Шаумяна. Именно с нее и началась наша вторая студия — «ВЯЗ». А «Монолит» просуществовал около двух лет.
Каждая наша встреча — это теплые дружеские посиделки, иногда с гитарой, и всегда весело. Но на тот момент мне хотелось чего-то большего. Не просто прийти почитать и послушать друг друга, но и найти пути продвижения для молодых авторов. Чтобы человек пришел к нам и начал расти-расти, и в итоге дорос до самостоятельного автора. Поэтому «Монолит» закрылся, а я занялась учебой и карьерой.
Только через несколько лет поняла, что готова попробовать еще раз. Здесь отдельная благодарность сообществу «Золотой лис» и ее руководителю Екатерине Головачевой. Именно с ней мы открывали нашу вторую литературную студию. Она создала группу, нашла помещение, и в первое время мы вели студию вместе, а потом она занялась другими проектами.
В этот момент определились два направления нашей студии.
Первое — это литературная учеба, здесь ребята учатся, получают критику и растут. Некоторые приходили к нам и, узнав наши условия, больше не возвращались. Я никого не держала. Считаю, что настоящий поэт и писатель жаждут критики, они должны сомневаться в своем творчестве, иначе никакого роста не будет. Иногда я называла нас в шутку «Самая злая студия в городе» (смеется). Но никаких конфликтов у нас не было, и обид тем более.
Второе направление — это продвижение. Мы стали готовить ребят как выступающих. Стали больше общаться с нашими библиотеками, предлагали свои выступления и организовывали литературные вечера.
Дальше мы, «вязовцы», стали изучать литературный мир, не только астраханский, но и российский — в том плане, куда можно податься и где можно развиться. Отслеживали литературные конкурсы, издания, где можно опубликоваться. Среди участников появились состоявшиеся авторы. Кстати, часть занятий у нас всегда лекционная, мы рассказываем и делимся тем, что будет полезно писателям и поэтам. Недавно, к примеру, обсуждали нон-фикшн. К нам пришел профессионал в своем деле, который не знал, как свой опыт оформить в виде рукописи или книги. Поэтому мы поговорили про литературу в этом жанре, как она создается и так далее.
Ну а затем я пришла работать в молодежную библиотеку имени Шаховского, и наша студия переехала сюда. Новое место открыло для «ВЯЗа» новые горизонты.
— Какие именно?
— Мы поняли, что «ВЯЗ» уже не просто студия, а целое сообщество. Мы стали не только организовывать мероприятия, но и инициировать их. А еще мы посредники между учреждениями культуры и талантливыми людьми. Словом, мы вышли за рамки (улыбается). Среди наших участников есть и иногородние поэты и писатели. Молодежь очень мобильна, легко переезжает из города в город или страну — но всегда остается на связи. На собрания человек не ходит, а «вязовцем» останется всегда.
— Вас, наверное, спрашивали уже не раз, но почему такое название?
— Сейчас расскажу. Мы хотели короткое и легко запоминающееся название. Причем важно, чтобы оно было связано с Астраханью, пусть даже не напрямую. И самое главное, в названии должен был отражаться наш смысл — это то, что мы сВЯЗаны и дружны. Так мы остановились на «ВЯЗе». Эти деревья в Астрахани растут практически везде. А еще Екатерина Головачева предложила расшифровку аббревиатуры — Вдохновение ярче звезд. И мы окончательно влюбились в наше название. Однажды я готовила статью к «Зеленому Лучу» от нашей студии и придумала необычное название «Отвязный отчет». Поиграть с этим словом можно по-разному.
— Расскажите про самых успешных «вязовцев» и их достижения.
— Наш активист Полина Делия сейчас находится в Милане, она фрилансер и живет между Астраханью, Питером и Миланом. А еще она прозаик, публиковалась не один раз в литературных журналах, участвовала в фестивалях и семинарах. Плюс ко всему у нее есть свой литературный проект — сообщество ВК «Литцех», в котором могут участвовать молодые прозаики со всего мира. Достаточно отправить свой рассказ — и получить независимую критику абсолютно от всех участников. Наши «вязовцы» создают свои сообщества. И это очень круто!
Еще отмечу Дениса Ткачука — это автор, который пришел к нам два года назад в качестве поэта. При этом он совсем не знал, как начать. А сегодня он один из организаторов международного проекта «Квартирник» — это серия прямых эфиров с поэтами со всего мира. Проект родился в изоляции и продолжается до сих пор. Денис еще является активным участником Совета молодых литераторов при Союзе писателей России в Москве. И также продолжает писать стихи, будучи неоднократным победителем и лауреатом многих конкурсов. Это литературная гордость Астрахани.
— Но и у самого «ВЯЗа» есть немало интересных проектов.
— Да, конечно! Приведу только пару примеров совместных проектов, в которых мы активно участвуем. Это проект Союза российских писателей — ежегодный альманах астраханской литературы «Зеленый луч». Мы решили подавать туда рукописи наших лучших ребят, и теперь в альманахе есть постоянная рубрика «Молодая астраханская литература» в лице «ВЯЗа».
Кроме того, у нас был интересный проект с Астраханским биосферным заповедником. Художник и мастер декоративных работ Ирина Букоткина пригласила к участию в выставке заповедника в Цейхгаузе — здесь были представлены ее декоративно-прикладные работы по мотивам астраханской природы, а также творения профессиональных фотографов. Они предложили нам подобрать стихи под каждую работу. В итоге все получилось, мы организовали творческий вечер, где и прочитали наши стихотворения. Сейчас мы готовимся уже к продолжению, собираем и пишем новые стихи. И таких интересных проектов в нашей биографии немало.
— Как «ВЯЗ» работал во времена карантина?
— Большая удача, что ВКонтакте у нас своя страница, мы там беседовали все это время, не прекращая. И в карантин было принято совместное решение о том, что не стоит терять зря время. Так, наши заседания стали проводиться онлайн в skype. Было проведено 5 марафонов в ВК, к нам присоединилось много новичков, стали подключаться люди из других городов. И сегодня мы продолжаем это направление, потому что не хочется отрезать от нашего сообщества иногородних.
— Получается, сегодня о вашем объединении знают по всей стране?
— Надеемся, будут узнавать еще больше. Кстати, на день поэзии в рамках библиотечного мероприятия мы организовали интернет-мост с библиотеками Казахстана и Луганской народной республикой. Собрались литераторы, литстудии, редакторы рассказывали о себе и немного представляли свое творчество. Получился интересный культурный обмен, мы своими глазами увидели опыт своих коллег из других территорий.
После этого мне захотелось выйти на всероссийский уровень, себя показать и других посмотреть. И Денис Ткачук рассказал о «Литосфере» — это конкурс литературных объединений, финал которого проводится в Челябинске. Оценивается не один автор, а именно работа всего сообщества или клуба. Темой моей презентации стала патриотическая поэзия. Я стала мечтать о том, чтобы непременно пройти в финал и поехать в Челябинск. Даже искала хостел себе, хотя работу отправила только вчера (улыбается). И не зря! Среди 12 студий наша оказалась в лонг-листе, а затем мы прошли в финал. Это первый опыт подобного мероприятия, поэтому, не задумываясь, я отправилась в Челябинск. Там познакомилась с многими своими коллегами. Встретила меня просто отлично, посещала семинары, лекции, даже отправила свою прозу, которую хорошо оценили. В итоге, «ВЯЗ» занял третье место и вошел в тройку лучших по России.
— Это здорово! У вас, наверное, еще много грандиозных планов?
— Планирую делать что-то общее с Волгоградом, Элистой. Ведь мы соседи, находимся рядом. А там тоже есть свои литературные студии, а мы совсем ничего друг о друге не знаем. Надо исправлять. Также хочется и по югу России продвигаться, с Ростовом, например. Ведь у нас одно общее дело. И, конечно, продолжим нашу обычную работу.
— А с коллегами из Астрахани вы, должно быть, тоже общаетесь? Какие есть студии на данный момент в нашем городе?
— Я вообще за то, чтобы писатели и поэты ходили в разные студии. Не только к нам. В Астрахани очень долгое время существовала старейшая студия «Ключ» при доме-музее В. Хлебникова. Когда-то давно ее вел еще Андрей Белянин — русский прозаик и поэт. Эта студия с удивительной атмосферой. «Вязовцы» очень активно посещали собрания «Ключа», могу с уверенностью назвать нас друзьями этой студии. Сейчас они пока на паузе, но надеюсь, что скоро вернутся к этой работе. Еще есть студия Ольги Марковой при Музее культуры Астрахани, но пока она тоже временно не работает. У нас с 2021 года действует студия Андрея Белянина на площадке «Платформа». Это уникальный опыт, ведь Андрей Олегович — издающийся и популярный автор. И его советы просто бесценны. Также есть студия при региональном Союзе писателей.
Мне очень нравится, что в Астрахани много разных студий. Так и должно быть. И у пишущего человека есть выбор: хочет почитать — идет в одну, хочет услышать мнение филолога — во вторую, жаждет критики или продвижения — в третью, и так далее.
— Что вы можете посоветовать начинающим писателям и поэтам, которые, может быть, боятся сделать первый шаг?
— Бояться — это совершенно нормально. Может встретиться неконструктивная критика, и даже унизительная, что может стать неприятным воспоминанием. Я могу рассказать, как у нас в «ВЯЗе». Если автор приходит к нам впервые, мы не заставляем его сразу читать стихи. Он может посидеть, послушать, как разбирают других. И уже потом, поняв, какая у нас критика, решается прочесть свои стихи. Так же, скорее всего, происходит в любой другой студии. Я бы посоветовала первым делом пойти в литстудию, познакомиться с кем-нибудь из литературной тусовки, чтобы повариться в этой атмосфере. А уже потом показать свои работы. И помните, служить литературе — это благородное дело!
Малика Родина
Встречи «ВЯЗа» проходят один раз в две недели, в 12.00 часов дня в Шаховке.
Для участия можно написать в ВК Наталье Татаринцевой лично, либо в группу «ВЯЗа».
Наталья Татаринцева: «Благородное дело — служить литературе»