От шарманки до органа: музыкальные раритеты Астрахани
Почувствуем себя антикварами!
Прошлое звучит особенно прекрасно. Оно наполнено французскими мелодиями шарманок, хрипловатым романсом в граммофоне и уютными салонными вечерами под «пение» фисгармонии. К радости меломанов и ценителей красивой старины, традиции в Астрахани живы. И сегодня, параллельно с современными технологиями, можно увидеть те самые музыкальные раритеты.
ГРАММОФОНЫ
Именно с этих музейных старожилов можно смело начинать путешествие по Музею культуры Астрахани. Большие и не очень, они наполняют пространство вокруг неслышной музыкой.
Сегодня эти устройства, действительно, на вес золота. А появились они в конце XIX века — тогда это был настоящий прорыв в области звукозаписи! Однако в эру современных технологий уже сложно представить человека, который слушал бы пластинки на таком массивном аппарате – делают это только настоящие антиквары.
Несмотря на это, граммофоны не просто приводят сюда новые поколения, но приводят их в невероятный восторг.
Механизм у граммофонов достаточно прост: напрягается пружина, разворачивается в другую сторону, звукосниматель проходит по виниловым бороздкам и снимает звук. А изобрел этот прибор Эмиль Берлинер, которому, к слову, приписывается создание одной из первых моделей вертолета.
ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ
Их можно встретить в том же Музее культуры Астрахани и даже… в областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской, где также есть коллекция дореволюционных нотных изданий.
Во времена граммофонов на пластинки записывали все: молитвы, арии, танцевальные и песенные композиции. А поцарапать ее считалось огромным несчастьем, она теряла качество звука.
В музее культуры есть целые альбомы пластинок — в таких массивных переплетах хрупкие пластинки можно было хранить, не опасаясь за их сохранность.
Продавали граммофоны и пластинки две астраханские фирмы – «Лира» и, собственно, «Граммофон».
ШАРМАНКА
С шарманкой связана не менее интересная история. Изобрел шарманку итальянец Барбьери. А первая мелодия, прозвучавшая на ней – «Прекрасная Катрин» («Шарман Катрин» – франц.) – дала название для этого прибора. Хотя в России ее иногда называли «Катаринка».
Шарманка в музее культуры Астрахани исполняла 10 произведений, по одному на 2 килограмма ее веса. Массивный инструмент был изготовлен в Одессе неким Гиго Майсурадзе. Принцип работы прибора схож с органом: воздух набирается по трубам. Мелодию можно было переключить с помощью специального рычага. И в Астрахани тоже были шарманщики. Жаль, что их мы уже не увидим, но прикоснуться к волшебству ушедшего времени можно и сегодня, заглянув на улицу Чернышевского, 4.
ОРГАН
Его называют королем инструментов, а его звучание — божественной музыкой. В Астрахани есть прекрасная возможность наслаждаться этими звуками по сей день. Эта органная традиция насчитывает уже более двух столетий — одними из первых именно астраханцы оценили царственный инструмент.
Наш город стал третьим в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, где появился орган. Его установили в Лютеранской Кирхе в 1778 году. Новый орган был установлен в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Богородицы в 1904 году, а в 1975 году еще один орган – чешской фирмы Rieger-Kloss появился в Большом зале Астраханской государственной консерватории. В костеле и консерватории до сих пор проходят органные концерты — если вы еще не были на них, настоятельно советуем!
Родоначальником органных концертов в Астрахани более 100 лет назад стал Артур Капп – пианист, дирижер, композитор, директор Астраханского музыкального училища.
На первый взгляд, у органа есть невероятная схожесть с фортепиано — они оба клавишные. Однако в то время как звук фортепиано извлекается путем удара молоточком о струну, у органа принцип звукоизвлечения совсем иной: звук в нем появляется благодаря воздуху, проходящего через трубы. Кроме того, орган имеет не одну, а от двух и более клавиатур – мануалов. Есть также и клавиатура для ног – педаль. Таким образом, помимо рук, органист играет еще и ногами.
Играть нужно в специальной обуви с гибкой подошвой, которая не нарушает чуткости ноги при работе на этом инструменте.
Еще одна особенность: в отличие от фортепиано, орган обладает огромным разнообразием тембров. В его звучании можно услышать и флейты, и гобои — словом, всю палитру инструментов симфонического оркестра.
ФИСГАРМОНИЯ
Знакомьтесь: это фисгармония – прямая родственница органа. Так называется клавишно-пневматический музыкальный инструмент семейства гармоник, отличающийся наличием фортепианной клавиатуры и напольным или настольным расположением. Звучание фисгармонии имитируют многие современные синтезаторы (и другие электронные клавишные инструменты). Со второй половины XIX века фисгармония получила широкое распространение по всей Европе.
Фисгармония имеет до 150 см в высоту и 130 см в ширину. Благодаря пяти октавам, на ней можно играть любую музыку и даже импровизировать. Инструмент входит в класс аэрофонов. По давней традиции, он изготавливается из дерева.
В XIX-XX веках фисгармонию в основном использовали для домашнего музицирования. В Астрахани старинный инструмент можно встретить и сегодня, в музее истории города и музее культуры.