Страна ОЗИ: коллекция зарубежного искусства в Астрахани
Астрахань славится не только яркими образцами русской культуры. Так, в Картинной галерее имени П.М. Догадина есть отдел зарубежного искусства — или сокращенно ОЗИ. Он находится в отдельном флигеле во внутреннем дворике музея. И сегодня мы отправимся туда, чтобы узнать как можно больше о жемчужинах богатейшей коллекции.
Как создавалась Вселенная
Осенью 2021 года Отдел зарубежного искусства будет встречать 30-летний юбилей. Собрание начало формироваться в конце 80-х на основе коллекции предметов искусства стран Западной Европы, Азии и Востока из фондов картинной галереи. С 1991 года отдел располагался в здании Римско-католического костела, но затем экспозиция была полностью переведена в залы служебного флигеля картинной галереи.
Коллекция в целом складывалась на протяжении многих лет, начиная с 1918-го по 2000-е годы, на основе даров Павла Михайловича Догадина и последующих поступлений из частных и государственных собраний.
Один раз увидеть и влюбиться
Сегодня зарубежное искусство из коллекции Астраханской картинной галереи представлено предметами живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства основных европейских школ, а также мастеров из Персии, Китая, Индии и Вьетнама.
В фондах галереи хранятся 22 произведения западноевропейской живописи XV-XX веков. Первые пять работ художников французской школы XIX века происходят из частного собрания П.М. Догадина.
“Павел Михайлович Догадин получил пять работ европейских мастеров из собрания своего дяди Константина Павловича Догадина в 1914 году. Выставка-продажа полотен художников французской, немецкой, австро-венгерской школ поступила в Астрахань в 1886 году вместе с выставкой восковых фигур. Работы имели небольшой, интерьерный формат и хорошо раскупались любителями, хотя коллекция представляла малоизвестных в России художников.” — рассказывает заведующая отделом зарубежного искусства Наталья Березина. — Три из них, к сожалению, были утрачены во время Великой Отечественной войны, но до наших дней сохранились две: “Дорога в лесу” (XIX в.) Шарля Бриамона и “Водопад” (XIX в.) Иосифа Планка.
“Дорога в лесу” французского живописца Шарля Бриамона вызывает у посетителей безусловно очень яркие эмоции. Подобно лакмусовой бумаге она помогает раскрыть настроение и состояние души на момент знакомства с ней. Всё зависит от того, что откроется созерцающему полотно посетителю: поздняя осень или ранняя весна; дорога, ведущая в лес или из леса; величественные горные вершины, покрытые снегом или грозно надвигающаяся туча? Картина «расскажет» не только о себе…
Следует отметить, что на данный момент нет достоверной информации о других живописных работах Шарля Бриамона в музейных собраниях России, но одна из них представлена у нас, в Астрахани.
Наполненный волнующим лунным светом ноктюрн Иосифа Планка «Водный поток в Альпах» также происходит из коллекции Павла Михайловича Догадина.
«Картина известна по каталогу под первоначальным достаточно пышным названием «Поток Ла Патаросс Алпа Маритин», что придавало полотну особый, символический смысл. Произведение наполнено всеми атрибутами романтического сюжета, которые художник свободно вводит во вполне реалистический пейзаж гористой местности в районе южных Альп, — отмечает Наталья Березина. — Полотно Планка проникнуто драматическим пафосом ночной природы, усиленным световыми эффектами от полной луны, таинственных складок рельефа и бурлящего горного потока, подступившего к стенам одинокой маленькой мельницы. Живопись Планка отличается богатством глухих и темных тонов, пастозностью и трепетностью фактуры, которая выражает его романтическую настроенность».
Погружение в незабываемое
В 1918 г. коллекция Отто Яковлевича Виблингера была разделена между Картинной галереей и Краеведческим музеем, который получил предметы вооружения. В состав собрания, носившего прежде всего антикварный характер, входило 34 живописных полотна, скульптура и художественные изделия разных стран и народов. Коммерсант и коллекционер — любитель Отто Яковлевич Виблингер родился в г. Вадуц (кн.Лихтенштейн), проживал в г. Астрахани в 1893-1914 годы, являлся представителем конторы торгового дома «Иван Каттусс в Вене». Торговый дом занимался экспортом черной икры в страны Европы. В 1910-1914 г. Отто Яковлевич значится в числе сотрудников дипломатического корпуса в качестве нештатного вице-консула Австро-венгерской торговой миссии в Астрахани. Летом 1914 г., накануне I Мировой войны О.Я. Виблингер покинул Россию, чтобы никогда уже не возвращаться.
Коллекция осталась в Астрахани в его городской усадьбе, построенной недалеко от главного астраханского рынка — Большие Исады, по улице Белорусской, 33. Вполне возможно, что отдельные предметы своей коллекции Виблингер нашел именно на «Больших», где торговали купцы из Персии и Бухары, Индии и Армении. В галерею поступили также предметы мебели и библиотека коллекционера. Основную часть живописного собрания представляли работы художников русской школы, в частности астраханских художников, и только два автора представляли европейские школы. Это Вацлав Мали и Франц Томашу.
«Отдых» Франц Томашу
Произведения, представленные в зале западноевропейской живописи, относятся к ряду так называемых “Перемещенных ценностей”, хранившихся в семьях участников Второй мировой войны. К примеру, выполненный на дереве морской пейзаж бельгийского художника О. Мюзена и небольшое полотно мастера венецианской школы Дж. Б. Пьяцетты “Кающаяся Магдалина”.
Не только картины
Помимо предметов живописи, в Красном зале можно познакомиться с мраморной скульптурой. Натан Мудрый – древнееврейский пророк, учитель. Натан неустрашимо громил проступки царя Давида, ставшего известным как Давид Псалмопевец. Давид поручил ему воспитание своего сына Соломона, при дворе которого в дальнейшем Натан занимал весьма влиятельное положение.
В Синем зале располагается большая коллекция предметов прикладного искусства, а также изделия из фарфора и стекла. При первом взгляде можно заметить предмет, отдалённо напоминающий «самовар». Однако так выглядит ароматница — прообраз современного приспособления, с помощью которого можно освежить воздух в помещении.
В зале искусства Востока и Азии на первом этаже также представлены различные предметы культуры: подносы, шкафы, вазы, кувшины. Интересный экспонат — кяшкуль. У мусульман не принято просить милостыню в протяную ладонь. Именно для этого и была создана чаша для подаяния – кяшкуль. Экспонат выполнен из скорлупы кокосового ореха, декорирован растительным орнаментом, а также надписями – строками из сур Корана. Кроме того, кешкюль или кяшкуль также — котомка суфиев для сбора податей; нищенская сума. Дервиши-сусии носили ее через плечо или повесив на шею.
В отделе зарубежного искусства находится также Гравюрный кабинет. Но более подробно мы расскажем о нем в следующем материале.