Животный мир человеческими глазами
Избранные фрагменты из жизни в ТЮЗовских джунглях
Все мы с детства помним историю о Маугли — выросшем в волчьей стае мальчике, но сохранившем свое человеческое достоинство. Визуализировать эту хронику жизни героя рассказов Редьярда Киплинга на театральных подмостках попытались в Астрахани.
По мнению режиссера данного действа Елены Котихиной (г. Москва), история, приключившаяся с Маугли, вовсе не детская сказка. В спектакле животный мир выступил некоторой проекцией человеческого сообщества с определенными законами жизни. Эту идею подчеркивают и декорации. Так, корни могучих деревьев не ограничиваются только сценой, а тянутся в зал к зрителям. В этом можно усмотреть сразу несколько мыслей. Во-первых, усиление эффекта присутствия. Таким образом, зритель как бы становится непосредственным участником событий, происходящих в тропическом лесу. Во-вторых, намекая на «корни» каждого из нас. Ведь, несмотря на жизнь в джунглях, Маугли теплит надежду найти родных.
Именно с момента поиска ребенка в природных зарослях матерью (Виктория Яхтина) и начинается спектакль. Однако, как известно, процесс не приносит результатов. Первая сцена сразу погружает зрителя в мир джунглей. Несчастная женщина мечется в полумраке тропического леса, еле-еле пропускающего свет.
Появления человеческого детеныша в животном мире становится сенсацией для представителей фауны. Неуклюжий Балу (Евгений Пшеничный) и грациозная Багира (Лия Альмяшева) идут к мудрому Каа (заслуженный артист РФ Сергей Тараскин) за советом. Для них важно, спасти Маугли из рук бандар-лог. Тем более что сцена похищения действительно похожа на кражу чего-то очень ценного. Освещаемые только лунным светом хитрые обезьяны уносят спящего человеческого детеныша. Бандар-логи делают это как бы танцуя. В то же время сцена похожа на какой-то языческий ритуал, что вполне характерно для животного мира.
В целом спектакль действительно выглядит как танец: многие сцены отличаются не только динамикой, но и пластикой. Это придает постановке некоторую грациозность. Такую характерную особенность имеют и массовые сцены. Например, драка волчьей стаи и бандар-лог. Эмоциональный накал данной картины усиливается и драматической музыкой, и задействованным кругом сцены. Все приходит в движение: и животный, и природный мир вступают в борьбу за человеческого детеныша. Но чем говорить, лучше оценить все преимущества этого театрального блокбастера своими глазами.