Атмосферные экскурсии в Музее культуры города
Музыка, наряды, предметы старины
А нужна ли машина времени, когда в Астрахани такое разнообразие музеев? Конечно же, нет. И сегодня мы вновь решили доказать это. В рамках проекта ART&Факт отправляемся в Музей культуры города Астрахани, чтобы прочувствовать атмосферу XVIII-XX века и найти новые уникальные артефакты.
На первом этаже музея можно увидеть сценические костюмы оперных певиц Марии Максаковой и Валерии Барсовой. А также познакомиться с выставкой Натальи Романовой «Мир кукол» — это изделия ручной работы, которые астраханка создает с 2014 года. Кстати, куклы уже нашли нового хозяина, который их заберет после завершения выставки. Успеть посмотреть кукольную экспозицию можно до конца декабря.
На втором этаже начинается наше полное погружение в прошлое: здесь мы видим музыкальные инструменты XIX — начала XX веков. Расскажем сначала про фонографы — это первый прибор для записи и воспроизведения звука, изобретенный Томасом Эдисоном в 1877 году. У него, как и у граммофона, есть труба. Только она спрятана внутри устройства. В газетных статьях Эдисон предлагал самые разные варианты использования фонографа: написание писем без помощи стенографиста, аудиокниги для незрячих, запись и воспроизведение музыки и т.д.
Фонограф был заменен граммофоном, который в свою очередь сменился патефоном. Это устройство было также приспособлено для проигрывания граммофонных пластинок. Однако у патефона маленький рупор, встроенный в корпус. Сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, чтобы удобно было переносить. Патефон был широко распространен в первой половине XIX века.
А этот бальный граммофон мог бы находиться раньше в каком-нибудь купеческом особняке, где на верхних этажах были общественные клубы. Там проходили благотворительные вечера, концерты, новогодние праздники, балы.
Например одним из таких домов был особняк А.А. Репина с его клубом «Общественное собрание» в 1850-е годы по 1918 год. Дом раньше располагался напротив Братского сада. Там устраивались разнообразные концерты, проводились благотворительные мероприятия для сбора средств.
На экскурсии в Музее культуры можно услышать, как «поет» настоящий полифон — звуковоспроизводящая машина, которая является чем-то средним между музыкальной шкатулкой и патефоном. При прослушивании появится ощущение, будто вы перенеслись куда-то в начало XX века. По крайней мере, нам так показалось.
Также в зале есть музыкальная шкатулка, гармошка, цитра, мандарина и немецкое пианино XIX века.
В музыкально-театральной гостиной своя обстановка: старинный стол, стулья, подсвечники и красивая керосиновая лампа с драконами конца XIX века.
Еще один интересный экспонат в зале, посвященном Василию Тредияковскому, — дорожное бюро. Это старинный пенал, который брали с собой в путь. Внутри находиться чернильница, песочница и отсек для гусиных перьев. Песок в свою очередь брызгали на чернила, чтобы они быстрее высохли.
Помимо писательской деятельности Василий Тредиаковский занимался переводами. В частности, он перевел древнюю историю Ролана, состоящую из 11 томов. Все книги сгорели при пожаре, и ему пришлось начинать сначала — восстанавливать свои труды. Эту заново переведенную книгу также можно посмотреть в этом знаковом месте.
Напомним, что в Музее культуры есть старинное фотоателье, где можно переодеться в наряды XIX и сделать фото на память. А также зал с воссозданным интерьером комнат, в которых когда-то жил Николай Чернышевский. Но на этом наше посещение старинного особняка не закончится — мы еще вернемся. Ведь скоро в музее случится перестановка…