За красивой картиной: как “Догадинка” хранит свои сокровища?
Здесь есть нюансы
В фондах Астраханской картинной галереи хранится более 21 тысячи художественных произведений. Как раз о хранении мы и поговорим сегодня, ведь это тоже своего рода искусство, а вместе с тем, трудоемкая работа, которая скрывается за красивой картинкой. На наши вопросы ответила главный хранитель галереи Татьяна Макарова.
Все, что экспонируется в залах “Догадинки”, лишь вершина этого прекрасного, многотысячного айсберга. В ожидании своего звездного часа многие полотна могут находиться в запасниках от нескольких месяцев до нескольких лет — все это время за ними заботливо ухаживают, поддерживая должное состояние. Это же касается выставочных экспозиций.
Нюансы хранения
В каждом зале стоят специальные увлажнители воздуха — так называемые «музейные дефензоры». Сейчас в помещениях особенно сухо — включено центральное отопление. Поэтому увлажнители помогают создавать комфортные условия для произведений искусства. При этом система отопления также регулируется сотрудниками картинной галереи —температура по необходимости может повышаться или понижаться.
В летний период включаются сплит-системы. Вместе с тем увлажнители воздуха работают постоянно — на протяжении всего года. Они установлены в трех точках экспозиции и рассчитаны на большую площадь.
На каждом этаже в картинной галерее установлены термогигрометры — приборы, которые фиксируют температуру и влажность на этажах. Создание особого микроклимата в фондохранилищах и экспозиционных залах имеет огромное значение — это обеспечивает долговременную сохранность культурных ценностей. Ведь даже небольшие колебания температуры могут стать опасными для всех видов экспонатов музея.
Термогигрометры устанавливаются на расстоянии 15 см от стены. Данные влажности воздуха ежедневно заносятся сотрудниками отдела хранения в специальный журнал температуро-влажностного режима. Оптимальная температура в залах и в помещениях хранилища — 18-21 °C, относительная влажность — 50-55 %.
В последний день каждого месяца в музее проводится санитарный день. Наводится порядок в экспозиционных залах и в фондохранилищах. Музейные смотрители протирают всевозможные поверхности, какие им доступны — в первую очередь, это музейное оборудование, витрины, подоконники, подставки. Все, что касается обеспыливания экспонатов — этим занимаются научные сотрудники отдела хранения. Они с помощью специальных флейцевых кистей (с мягким беличьим ворсом) осторожно обеспыливают все рамы картин, не касаясь самого полотна. При необходимости открываются витрины, где также проходят флейцем по предметам.
Что касается освещения, то и здесь есть свои нюансы. Свет не должен прямо попадать на экспонат — только подсвечивать. Ведь он способен вызывать физические и фотохимические изменения. Лампы в картинной галерее дневного света. Также в течение дня смотрители залов иногда выключают подсветку. Средняя освещенность в помещениях — 75 люкс, для графики — 30 люкс.
Ноу фото
Отдельно затронем влияние фотовспышки на картины. В мире цифровизации многие посетители стремятся запечатлеть свое посещение в культурное учреждение. Однако музеи созданы для того, чтобы люди приходили сюда наслаждаться искусством. Поэтому при входе в зал установлены специальные наклейки о запрете фотосъемки со вспышкой. Существует некоторые экспозиции, которые категорически нельзя фотографировать. Потому что это обжигает полотно и влияет на состав бумаги. А все произведения на бумажных носителях очень быстро воспринимают ультрафиолетовые лучи и под их воздействием начинают желтеть, пересыхать и изменяться.
Стоит отметить, что все российские музеи руководствуются утверждённой «Инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей…» от 1985 года. С 1 января 2021 года вступит в силу новый музейный документ «Единые правила организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций»
Реставрация произведений и дарение предметов искусства
Для отслеживания общего состояния сохранности картин, в галерее в течение года проходят реставрационные осмотры. Вопросами так называемого “картинного ремонта” занимается реставрационный совет музея. Каждый год составляется план по реставрации экспонатов. Если состояние сохранности музейного предмета вызывает, опасение его помещают в фондохранилище на консервацию. Далее следует реставрация. Астраханская картинная галерея сотрудничает с ведущими реставрационными центрами страны — прежде всего, это Всероссийский государственный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», кроме того музей сотрудничает с реставраторами Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.
К примеру, в 2012-2013 годах по федеральной целевой программе была отреставрирована кузовная икона складень Богоматерь «Умиление».
Событием 2019 года стало проведение выставки «Астраханская коллекция рыбопромышленников Сапожниковых. Второе открытие». Осуществление масштабных реставрационных работ коллекции стало возможным в 2016-2017 годах при финансовой поддержке «Благотворительного фонда «Лукойл».
Пополнение фондов Астраханской картинной галереи происходит в основном посредством дарения. Художники передают в дар музею свои произведения, очень часто после персональных выставок.
Малика Родина