Реставратор – это человек-полифония. Узнали в «Догадинке»
Институт им. В.И. Сурикова – в Астрахани
Не так давно во всем мире отмечался День реставратора. Носители этой профессии — а еще точнее, звания — зачастую являются настоящими спасителями произведений искусства. За яркими тому примерами мы отправились в Астраханскую картинную галерею имени П.М. Догадина, которая многие годы успешно сотрудничает с известными реставраторами России.
Перед нами старинные иконы из фонда галереи. В 2014 году в рамках программы «Реставрационное ателье: от мастера к ученику» здесь проходили практику студенты факультета живописи Московского государственного академического художественного института им В. И. Сурикова, которые занимались реставрацией пяти икон, ставших впоследствии частью обновленной экспозиции.
Сегодня мы вспомним нашу встречу и интересную беседу с преподавателем института, руководителем реставрационных проектов в музеях Московского Кремля и Государственного Исторического музея Александром Козьминым.
А вместе с тем, покажем, как на наших глазах обретали вторую жизнь эти выдающиеся произведения…
Александр Козьмин с Астраханью знаком не понаслышке. В начале 2000-х под его руководством было отреставрировано более 15 музейных предметов из коллекции Астраханской государственной картинной галереи. Благодаря ему их сегодня имеют возможность видеть посетители.
А еще студенты Александра Александровича в рамках программы «Реставрационное ателье: от мастера к ученику» набирались опыта в стенах картинной галереи им. П.М. Догадина. Во время одного из таких продуктивных занятий нам удалось пообщаться с замечательным мастером-педагог
– Александр Александрович, как состоялось столь интересное сотрудничество между Москвой и Астраханью?
– В систему образования нашего института входит выездная практика. Мы обращаемся в разные музеи России, в том числе, региональные — и многие из них с удовольствием откликаются. Сотрудничество складывается разными путями: одни отправляют произведения из своих фондов в Москву, другие – приглашают к себе. Мы рады такой обоюдно полезной практике: для нас это, в первую очередь, ответственное поручение, можно сказать мы испытываем себя. Кроме того, и для ребят, и для меня – это возможность принять участие в микропрофессиона
С Астраханью диалог налажен давно. Мы побывали в картинной галерее в прошлом году и заметили, что часть картин, представленных в экспозиции имеет серьезные повреждения. Коллектив здесь деятельный, директор (Ирина Перова — прим.) – энергичный, поэтому о совместной работе договорились легко.
– Над чем вы и ваши студенты работаете сейчас?
– В мастерской сейчас находится пять икон. Мы приводим произведения, как говорят музейщики, в экспозиционный вид. После нашей работы они будут возвращены в экспозицию и смогут радовать гостей галереи. Произведения изображают сюжеты главных событий из жизни Богоматери и Иисуса Христа. Сейчас, к примеру, Маргарита Мельникова работает над иконой «Рождество Богородицы», Василиса Никулина – «Рождением Иисуса Христа», Максим Болгов восстанавливает икону «Сретение», Виктория Косарева – «Крещение», а Зингерова Мариян – «Распятие Христа». Все эти работы хорошего уровня, предположительно середины XIX века, выполненные Палехскими мастерами или мастерами, близкими к этой школе.
– У икон есть свои особенности, которые добавляют сложности в итак непростую, кропотливую работу?
– Да, конечно. К примеру, в процессе реставрации выяснилось несколько интересных фактов. Скорее всего произведения писала бригада иконописцев с разным художественным видением и приемами мастерства. Если говорить о трудностях, то они действительно есть. Повреждения коснулись частичного разрушения грунта и красочного слоя – появились участки с угрозой осыпи от основы дерева – как оказалось, липы. Сегодня мы работаем над укреплением этого слоя. Есть уже первые результаты – в иконах мы нашли вещество, похожее на воск, взяли образец пробы и отправили в Москву. Там, благодаря анализу станет окончательно ясно: парафин это или старин, что, в свою очередь, даст возможность уточнить время создания икон.
– Вас приглашали и в другие музеи страны. Можете сказать, работа над каким произведением запомнилась больше всего?
– Мы должны «лечить» всех, кто «болеет» – поэтому отношение одинаково ответственное ко всему, что мы делаем. Всегда интересно работать – особенно, если выпадает возможность принять участие в сложных для реставрации операциях. На сегодняшний момент такая работа ведется над портретом Варвация, здесь, в Астрахани. Варваций – как известно, колоритный персонаж, человек, имеющий для региона особое значение. Это достаточно тяжелая работа, в ходе которой было достигнуто соглашение, и мы надеемся, что в 2015 году она будет завершена и обновленная картина украсит Краеведческий музей.
– Какими навыками должен обладать реставратор? Каковы особенности реставрационных работ?
– Реставратор – редкая специальность. Мы имеем дело с изобразительным искусством и, конечно, это требует определенного набора качеств, которые со временем культивируются, развиваются. Чтобы быть хорошим реставратором, необходимо обладать широким спектром умений, навыков. К примеру, реставратор должен быть хорошим художником, знатоком истории искусства, он должен знать основы религий. Он также должен быть ремесленником, плотником. Реставратор – это многопрофильное призвание, своего рода полифония. Здесь нужны знания по физике, химии, биологии. Это может показаться странным, но реставраторы отчасти и криминалисты. Сегодня в институте ребятам преподают многие дисциплины. Есть даже предмет «фотодело». Все эти знания очень важны, поскольку зачастую мы должны «распутать клубок», выстроить программу действий. Кроме того, на реставраторах лежит большая доля ответственности – в дальнейшем работы не просто уходят в хранилище, они становятся частью экспозиций. Возможно, сегодняшние студенты, будущие реставраторы, когда-нибудь вернутся в Астрахань через 20, а может, и через 30 лет, и подойдя к одному из холстов, скажут своим детям, друзьям или коллегам: «Это произведение реставрировал я!».
Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова – один из ведущих художественных ВУЗов России, приемник Московского училища ведет свою историю с 1832 года. Учебное заведение названо в честь величайшего живописца, посвятившего себя созданию полотен на исторические темы России. Сегодня институт готовит мастеров в области скульптуры, живописи, графики, архитектуры, истории и теории искусства.