Серафима Каргашина: «В культуре случайных людей не бывает»
Архитектор в музее — это призвание
Продолжаем знакомить вас с талантливыми астраханцами в рамках нашей рубрики #творческиелюди. И сегодня это Серафима Каргашина, заведующая филиалом Астраханской государственной картинной галереи «Дом-музей Велимира Хлебникова». Архитектор по образованию, а в душе — влюбленная в Астрахань и его людей девушка. О том, как жизнь привела её в сферу культуры и почему ей так нравится Велимир, читайте далее в нашем интервью.
— Интересно узнать про твою семью. Ты одна такая культурно-творческая или нет?
— Семья у нас большая и достаточно дружная. Нас у родителей трое: старшая сестра, я и младший брат. Папа и мама с детства приучали нас дружить и общаться друг с другом. Вообще мои родители не астраханцы. Они приехали в 1995 году из средней полосы, где и познакомились. В Астрахани уже родились мы с братом, кстати, он в настоящее время тоже работает в сфере культуры – трудится в Доме ремесел. А папа у нас творческий по натуре. Он поет, играет на гитаре, занимается резьбой по дереву, хорошо рисует. Недавно они с мамой записались на художественные курсы.
Любовь к городу, истории и искусству заложена в нас родителями тоже с самого детства. И эти ценности живут в нас во всех. И, наверное, не случайно получилось, что я оказалась в Доме-музее Велимира Хлебникова. Хотя направленность образования у меня совсем другая.
— Какая?
— Я мечтала стать архитектором-реставратором.
— Здорово! А как появилось это желание?
— У меня всегда были художественные способности. Моя бабушка очень хорошо рисовала. Причем у неё не было специального образования. И я с уверенностью могу сказать, что у неё был талант. Мне досталось то, что досталось (улыбается). А когда я училась в 9 классе, моя мама побывала в Санкт-Петербурге. Она жила рядом с архитектурным университетом СПбГАСУ. И её очень заинтересовали ребята, которые там ходили с огромными планшетами. По приезду домой мама предложила мне профессию архитектора. И я «загорелась». Записалась на все подготовительные занятия: художественная школа, художественное училище, университет. Два года пролетели незаметно, и после 11 класса я поступила на бюджет в АГАСУ (АИСИ). Хотя признаюсь, изначально планировала пойти в медицину.
— Какие разнообразные у тебя интересы! Ну а когда же в твоей жизни появился Дом-музей Велимира Хлебникова?
— За год до сдачи диплома я устроилась работать в музей. Для меня это была подработка. И я не думала, что всё будет гораздо серьезнее. Год прошёл в учебе и в работе. Не скрою, было тяжело. Когда я заканчивала дипломную работу, собиралась уволиться из музея и пойти дальше учиться по специальности. Но не учла одного — моё сознание поменялось, и я изменилась. Наш главный персонаж — Велимир Хлебников — перевернул мою жизнь. Коллеги и близкое окружение мне говорили, что я останусь работать в музее — ведь это моё место. Но я не верила до конца в эту истину (смеется).
— И сколько ты уже здесь?
— Уже три года. В культуре случайных людей не бывает. Если ты здесь задержался, то это уже что-то значит. Наша работа длится 24 часа в сутки. Если ты не в музее, то ты всегда на связи. И бывают дни, когда приходится выходить и в выходные, и в праздники. В начале пути для меня это было сложно. Сейчас воспринимаю всё абсолютно спокойно.
Мне повезло попасть именно сюда, ведь коллектив Картинной галереи – это профессионалы с большой буквы и каждый здесь на своём месте.
— И все-таки архитектура и музей — это немного разные плоскости? Или я ошибаюсь?
— Здесь есть точки соприкосновения. Архитектура направлена на будущее и сохранение объектов культуры для потомков. У меня специальность — архитектор-реставратор архитектурного наследия. В Астрахани эта профессия очень нужна. И собственно, когда я выпустилась из университета, была полна надежд менять наш мир к лучшему. И этот запал, который я получила во время обучения — любовь к Родине, истории и городу — тоже важен и в моей настоящей деятельности. Велимир Хлебников — всемирно известный поэт, наш земляк. Поэтому любовь к его наследию важно прививать именно в Астрахани.
Если говорить о футуризме, о будущем — то и здесь есть много общего. Архитектура тоже смотрит вперед. Развиваются новые технологии, материалы, конструкции. Хлебников тоже всегда смотрел вперед, он был дальше, чем все остальные. И это так же большая точка соприкосновения. В этом талантливом человеке будто собрано всё. У него есть и архитектурные прозрения — статья «Мы и дома», 1915 года. Когда я пришла работать в музей, мне дали именно эту статью, со словами: «Тебя это будет интересно. Твоя направленность».
— И ты начала?
— Да. Мои первые научные статьи были именно о «нашем доме»: архитектурное решение, планировка, жители. Мы не должны забывать про то, кто мы и где наши корни.
— А что касается твоих планов — в них есть получение профильного образования?
— Конечно, в этом году я собираюсь поступать в магистратуру на филологическое направление. Надеюсь, что все получится (улыбается).
— Безусловно! А что входит в твои обязанности сегодня?
— Вначале я была научным сотрудником, сейчас — заведующая Домом-музеем В. Хлебникова. Естественно, мои обязанности сильно изменились. Важно отметить, что музей охватывает разные сферы — это и популяризация, и выставочные процессы, и проектная деятельность, и культурно-развивающие программы, контакты с культурным сообществом. Это всё меня непосредственно касается. Я также занимаюсь и административными функциями, раньше этого не было.
Очень часто меня спрашивают: «Ты работаешь в музее. Что там можно делать?» И периодически мне даже не хватает слов, чтобы описать весь объем работы. Я понимаю, что у многих сохранилось некое «нафталиновое представление» о нашей деятельности. Научные сотрудники в белых рубашках сидят за столом, вокруг них огромные тома книг. Иногда приходят люди на экскурсии. Это всё отчасти осталось. Но и добавилось огромное количество функций. Мы также занимаемся просветительской деятельностью — популяризацией героя и наследия Астрахани. Наша работа не такая легкая, как может показаться на первый взгляд.
— Что особенно тебе нравится в ней?
— Очень здорово, когда люди выходят после экскурсий и говорят, что обязательно приобретут произведения Велимира Хлебникова. Или задают вопросы по творчеству поэта. Иногда на определенные вопросы мы с гостями музея ищем ответы вместе. Ведь за три года, пока я здесь работаю, изучить всё было невозможно. Я не стесняюсь говорить, что чего-то ещё не знаю. Наш старший научный сотрудник Александр Александрович Мамаев занимается изучением жизни и творчества Велимира Хлебникова более 50-ти лет. И он обычно говорит: «Жизни мало, чтобы постичь эту глубину».
— А как ты сама относишься к Велимиру Хлебникову, ведь именно он тебя здесь «оставил»?
— Хлебников очень тонко чувствующий и талантливый человек. Ещё раз повторюсь, в нём есть всё. Он и математик, и поэт-писатель, и провидец, и изобретатель. И на мой взгляд, он гениален. Он поэт-эпик 20 века — один из немногих собирал предания и легенды, которые умело вплетал в свои произведения. А также Хлебников художественный летописец Астраханской истории.
— А как ты познакомилась с ним, помнишь?
— Да, мое знакомство с Велимиром Хлебниковым произошло именно в музее — за несколько лет до того, как я стала частью этой команды. Тогда сильной любви не случилось. И скорее всего, я еще была мала для этого — всего-то 16 лет. Но помню, что очень поразила его комната, тогда уже с обновлённой экспозицией и мультимедийным проектом «Голод пространства, или Комната Велимира».
— Посещаешь ли ты другие музеи?
— Я недавно была в отпуске в Кисловодске. Побывала в трех музеях, в том числе — художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко. Это восторг! И здесь хочется поблагодарить влюбленного в свое дело сотрудника музея. Меня обычно сложно довести до слез. Но в тот момент настолько всё было проникновенно.
Также посетила музей «Дача Шаляпина» и интерактивный музей Национального парка «Кисловодский». Мне было интересно посмотреть, как у других, но уже с точки зрения руководителя. Всегда важен и контакт с коллегами из других городов.
— А музеи Астрахани?
— Недавно я побывала в золотой кладовой Краеведческого музея. Много слышала, но всё не удавалось попасть. Экскурсию проводил Георгий Стукалов, несомненно, профессионал своего дела. Очень подробно рассказал о представленных экспонатах, а также об истории археологии. Поделился множеством фактов, о которых я не знала. Это и есть цель каждой экскурсии — просветить, впечатлить, и оставить приятные эмоции.
— Есть ли у тебя увлечения помимо основной деятельности?
— Мы с братом во время пандемии запустили свой ютуб-канал «НЕРЕСТ». Это никак не связано с рыбой Астрахани, здесь другие смыслы — начало, новые люди, молодежь. Наша цель — объединить молодых людей и показать им, как прекрасна наша малая Родина. Мы стали создавать видео о нашем городе, его истории и культуре. Первыми героями стали выдающиеся личности: Велимир Хлебников и Мария Максакова. В случае с Марией Петровной нам повезло, «эта история» продержалась некоторое время в топе (попали в дни памяти артистки) — и получило больше 6 тысяч просмотров. Ещё у нас есть постоянная рубрика «Архитектурный четверг» — это моя направленность. Освещали и праздничные события, и городские мероприятия. Сейчас мы немного приостановили работу канала, но «забрасывать» проект не планируем. Кроме того, ведём просветительскую деятельность и в других социальных сетях.