Служение Хлебниковых: научный, художественный мир
Новая выставка в доме с историей
В год 90-летия со дня памяти Владимира Алексеевича Хлебникова, выдающегося астраханского учёного-натуралиста, в Доме-музее Велимира Хлебникова открылась выставка «Первая заповедь». Расскажем об экспонатах с выставки и удивительной истории, связанной с ними.
Погрузиться с головой в атмосферу семьи Хлебниковых нам помогла Ольга Кузовлева, заведующая Домом-музеем В. Хлебникова.
В экспозиции представлены живопись, графика, фотографии из фондов Астраханской государственной картинной галереи, филиалом которой является Дом-музей В. Хлебникова. Выставка рассказывает, с одной стороны, о профессиональной деятельности выдающегося учёного-орнитолога Владимира Алексеевича Хлебникова. А с другой стороны – о судьбе человека с его жизненными перипетиями.
В деятельности Владимира Алексеевича Хлебникова особое место занимают птицы, выставка демонстрирует это через картины его дочери – известной художницы Веры Хлебниковой. В частности, работы её детского периода: «Филин», «Каравайка», «Глухарь», «Орёл» и «Свиристель». Кстати, образу последней посвящено одно из ключевых стихотворений Велимира Хлебникова «Там, где жили свиристели…».
В качестве связующей ниточки от прошлого к современному представлены и работы астраханской художницы Ирины Букоткиной. Её картины и открытки посвящены птицам, которые проживают на территории Астраханского биосферного заповедника.
Май Митурич-Хлебников (внук Владимира Алексеевича, сын Веры Хлебниковой и Петра Митурича) по фотографии выполнил полотно, где двадцатилетний Владимир Хлебников запечатлен в гимназической форме вместе со своим другом Александром Никольским. Они были знакомы ещё с гимназических лет в Астрахани, а потом вместе обучались в Императорском Санкт-Петербургском университете, который Владимир Алексеевич окончил в качестве кандидата естественных наук. Затем состоялась экспедиция в Мурманск, итогом которой стала большая коллекция птиц.
— Именно там, наверное, сформировалось кредо Владимира Алексеевича – «беречь окружающую среду». Вся его миссия, его служение могут быть выражены в цепочке слов: заповедь–заповедать–заповедник. Его посыл, завет нам, в будущее: не забывать, знать, ради чего и какими усилиями что-то создаётся и продолжать беречь это всеми силами.
На протяжении своего жизненного пути Владимир Хлебников многократно менял местожительство и должности на государственной службе: работал смотрителем Баскунчакского и Чапчачинского соляных промыслов, затем переехал в Калмыкию, где к нему присоединилась жена с двумя детьми – Катей и Борей. Здесь Хлебниковы продолжили свой род. В Калмыкии, в Малодербетовском улусе, в 1885 году родился Велимир Хлебников – третий ребёнок в семье, в будущем всемирно известный поэт. Затем родились Александр и младшая дочь Вера. Семья и после немало переезжала, но надолго осела в Казани – здесь они жили в течение 10 лет. И где бы Владимир Алексеевич ни находился, он всегда трудился не только на научном поприще, но и заботился о развитии региона, где проживал, о его жителях. Являясь членом Петровского общества исследователей Астраханского края (затем – председателем), учёный неоднократно выдвигал идею создания заповедника в дельте Волги. В 1919 году заповедник был открыт, а одним из первых его директоров стал Владимир Алексеевич Хлебников, принимавший непосредственное участие в его создании.
Важным событием в жизни учёного стала Казанская научно-промышленная выставка 1890 года, где было представлено собрание фауны Астраханской губернии. В это же время Владимир Алексеевич создал один из самых главных своих трудов – «Список птиц Астраханской губернии», который, кстати, представлен в основной экспозиции Дома-музея. Здесь же можно увидеть большое свидетельство, которое учёный получил в Казани.
Выставка «Первая заповедь» включает графическую серию, выполненную художником Павлом Захаровым.
Переломный момент в жизни Владимира Хлебникова настал с переездом из Астрахани. Хлебниковы – старинный купеческий род. Каждый его представитель и потомок трудился на своём поприще и служение это воплощал по-своему. Велимир – поэзия, литература, слово. Вера – изобразительное искусство. Владимир Алексеевич – естественные науки, научно-исследовательская деятельность и забота о мире природы.
В 1931 году Владимир Алексеевич с Екатериной Николаевной покинули Астрахань. Вера Хлебникова и её супруг Пётр Митурич, проживавшие в столице, осознали, что единственно верное решение – забрать своих стареющих родителей в Москву, где о них смогут заботиться. Владимиру Алексеевичу было тяжело расставаться с родным городом, с которым его столько связывало. За ними приехал Пётр Митурич и его ученик Павел Захаров. От Астрахани до Саратова плыли на пароходе. На выставке мы видим рисунки Павла Григорьевича Захарова, где запечатлены города, церкви, пристани, лодки. От Саратова до Москвы – на поезде. Вырванные из родной стихии и родного дома, старики с трудом преодолевают дорогу, и особенно пронзительной и щемящей кажется немощь запечатлённого в рисунке спящего Владимира Алексеевича. Тогда как в его сидящей фигуре на портрете мы узнаём прежнюю статность. Перед нами – всё тот же образ мыслителя, осознающего своё предназначение. Отдельно создает свои работы и Пётр Митурич – несколько графических образов Владимира Алексеевича, погруженного в сон и запечатлённого за чтением.
Всегда интересно рассматривать предметы, которые когда-то держал в своих руках человек, творивший историю. В витрине представлены личные вещи Владимира Алексеевича: нож из слоновой кости для разрезания бумаги, а также его именная печать.
Название выставки подсказала документальная повесть известного астраханского биолога и эколога Юрия Чуйкова, который занимался исследованием жизни Владимира Хлебникова. Издание, опубликованное в 1992 году, так и называется – «Первая заповедь».
Посетить выставку и увидеть экспонаты можно до 12 мая.