АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • От Цейхгауза до Лобного места: ТОП-7 самых кремлевских слов

      18.04.2023
      0
    • Он же памятник! Астраханские дома с историей

      18.04.2023
      0
    • Астраханские меценаты: Варваций, Сапожников, Плотниковы, Репины и другие

      13.04.2023
      0
    • От Ивана Грозного до Лобного места: 10 фактов об Астраханском кремле

      05.04.2023
      1
    • Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

      16.02.2023
      0
    • Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

      03.02.2023
      0
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      29.05.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      29.05.2023
      0
    • Афиша на неделю

      29.05.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      29.05.2023
      0
    • Выставки

      29.05.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      29.05.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      29.05.2023
      0
    • Киноафиша

      29.05.2023
      0
    • Афиша на выходные

      26.05.2023
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Драмтеатр

      21 факт о Драмтеатре

      30.03.2023
      0
    • «Кушать подано»: необычная астраханская премия отметила свое трехлетие

      16.02.2023
      0
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Краеведческий музей

      Астраханскому музею-заповеднику - 185 лет! 10 фактов об этом месте

      25.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • От Цейхгауза до Лобного места: ТОП-7 самых кремлевских слов

      18.04.2023
      0
    • Памятка для любителей рыбалки в Астраханской области. 2023 год

      10.03.2023
      0
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • «Анна в тропиках»: кубинские страсти из Астрахани

      14.04.2023
      0
    • Лиза Смирнова: «Иногда я хочу работать в отделе кадров, как моя мама»

      21.03.2023
      0
    • 10 новых фактов об Астрахани

      25.02.2023
      0
    • Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

      16.02.2023
      0
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Необыкновенный концерт! В Астрахань приезжает Театр кукол имени Сергея Образцова

  • День защиты детей: куда пойдем 1 июня в Астрахани?

  • Уличные проекты в Астрахани. Программа 2023

  • Он же памятник! Астраханские дома с историей

  • NatureНЕmorte: живые картины астраханских художников

АКГлавнаяИнтересно
Home›АК›Созерцание «Ненюфар» и другие настроения Догадинки

Созерцание «Ненюфар» и другие настроения Догадинки

Анастасия Степанова
20.11.2022
1759
0

Необычный фотопроект в Картинной галерее

Созерцание «Ненюфар». Вдохновение «Поэзии». Погружение в «Ночь»… Сегодня мы покажем вам несколько знаковых картин из собрания Догадинки, вызывающих разные чувства и переживания. Мы увидим их не только на полотнах, но и на лицах прекрасных сотрудников Астраханской картинной галереи. Недаром их называют проводниками в мир искусства! Недаром они говорят, что у каждой картины есть душа…

Фотопроект «Настроения Догадинки» команда AstraKult был создан в начале этого года и посвящен Всемирному дню экскурсовода. 21 февраля этот праздник отмечают все те, кто хорошо знает: «Искусство вечно», «Подробности – Бог!», а «Главное – быть услышанным». Кто живет по принципу «Пойдем за мной – там будет интересно!».

Так пойдемте за нами! На встречу с новым и удивительным!

Созерцание «Ненюфар»

Исаак Левитан, создатель «пейзажа настроения», воспевал в своих картинах красоту и тихое очарование природы, всю ее глубину, и будто отражал в видах природы человеческие эмоции и чувства. В числе его шедевров – картина «Ненюфары», одна из 15 левитановских произведений в собрании Догадинки. Полотно поступило в Астраханскую картинную галерею из собрания Государственной Третьяковской галереи в 1927 году, уже после смерти основателя музея Павла Догадина, который еще до возникновения художественного музея в Астрахани приобрел в свою частную коллекцию 11 работ живописца.

Поверхность водоема с водяными лилиями – центральным образом картины – написана будто при взгляде сверху вниз, из лодки. Поэтому горизонт оказывается за пределами холста. Крупные листья и лилии, похожие на аппликацию, лежат на водной глади, отделяя воздушное пространство от глубины водоема. Художник мастерски передал прозрачность воды, в которой видны уходящие вглубь водоросли.

Искусствоведы считают, что в картине «Ненюфары» будто соединились два жанра: пейзажа и натюрморта. Возможно, в этом ее неповторимость.



Вдохновение «Поэзии»

Исследователи творчества Бориса Михайловича характеризуют картину «Поэзия» как «совершенно „некустодиевского“ Кустодиева». Полотно разительно отличается от произведений на тему крестьянской и купеческой жизни, которыми прославился художник.

«Поэзию» Кустодиев написал по заказу Отто Виблингера – австрийца, проживавшего в начале XX века в Астрахани и собиравшего здесь свою частную коллекцию произведений искусства. «Со своей стороны прибавляю, что я только симпатизирую красивому художеству, люблю жизнерадостные сюжеты, живые тоны в красках и надеюсь вполне от Вас получить то, что я люблю и чему радуюсь…», — писал Виблингер художнику.

Кустодиев выбрал для работы «венецианский» мотив, стилизовал костюмы героев — декламирующего Поэта и восхищенной Музы — под одеяния эпохи Возрождения. «Поэзию» художник написал светлыми, яркими красками, что соответствовало пожеланию заказчика.



Погружение в «Ночь»

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин пейзажиста Архипа Куинджи, хранящаяся в Государственном Русском музее. После создания пейзаж был представлен на выставке одной картины, успех которой превзошёл все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Чтобы попасть на выставку, люди выстраивались в длинные очереди. Некоторые зрители часами стояли перед картиной, как завороженные, а некоторые уходили в слезах. Кто-то даже пытался заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу, подсвечивающую холст сзади. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет…

Создав в картине особый колорит и сочетая цвета, усиливающие друг друга, художник с большим мастерством добился невероятного эффекта иллюзии лунного света. При написании имел место и экспериментальный подход. Куинджи применял битумные краски, однако фосфором или какими-либо ухищрениями не пользовался, как думали некоторые придирчивые зрители.

Считается, что местность, которую Куинджи изобразил на картине, он увидел в 1870-х годах, когда возвращался из заграничной поездки в Мариуполь. Живописец создавал полотно по памяти в своей мастерской на Малом проспекте на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

В Астраханской картинной галерее хранится авторский вариант этого произведения, ранее принадлежавший московскому коллекционеру Николаю Гучкову. Из года в год астраханцы и гости города продолжают испытывать восхищение, «погружаясь» в «Ночь на Днепре».



Две судьбы «За Волгой»

Картину «За Волгой» написал в 1905 году известный русский художник Михаил Нестеров. На берегу великой русской реки изображены две фигуры, две судьбы: уверенный в себе мужчина, будто возвышающийся над пейзажем, и молодая женщина, во взгляде которой смирение. С мастерством тонкого психолога художник точно передал внутреннее состояние своих героев. А закатный пейзаж только подчеркивает состояние расстающихся человеческих душ, будто отрешенных от мира под ними. Эта картина была приобретена основателем галереи Павлом Догадиным у самого художника.

Работа Нестерова словно философское бытописание: здесь не только две судьбы, не соединившиеся в одну, но и два взгляда на новый, пришедший с новым XX веком мир. Смиренная молодая женщина, грустью своею сливающаяся с гладью родной реки и холмистых берегов, словно растворяющаяся в природе, и герой – с гордо поднятой головой, крепко стоящий на ногах, уверенно смотрящий вперед. Его река – это пространство для движения барж и пароходов, его природа – заволжские земли, которые нужно осваивать. Для женщины же Волга – олицетворение русской души. Таким образом, эта картина – своеобразный рассказ-размышление о человеческом бытии, месте природы в установлении духовного миропорядка.



Эстетика «Женского портрета»

Валентина Ходасевич – известный советский живописец, театральный художник и график. В 1910-е годы молодая художница демонстрировала свои работы на выставках «Союза молодёжи» и других творческих объединений. На портрете 1918 года, который находится в собрании Догадинки, изображена Нина Серпинская – известная в богемных кругах Петрограда и Москвы поэтесса и художница.

Серпинская была представителем левого крыла художников, посещала общество «Свободная эстетика», представляла свои работы на выставки Профессионального Союза художников. Именно на одном из вечеров общества «Свободная эстетика» в 1913 году и состоялось знакомство Валентины Ходасевич и Нины Серпинской. В своих мемуарах «Флирт с жизнью» Нина Серпинская описала историю создания этого портрета. Она вспомнила, что для работы над портретом Ходасевич арендовала комнату в доходном доме на Кудринской площади. Комната не отапливалась, поэтому Серпинская могла позировать в лёгком платье всего лишь несколько минут, а потом вновь куталась в шубу. Также в мемуарах Нина Серпинская упомянула и факт передачи портрета в Астраханскую галерею. Сегодня этот портрет является одним из значительных произведений в собрании русского авангарда картинной галереи.



Вихри «Метельщика»

Небольшая по формату и сдержанная по колориту работа является одним из блистательных творений Марка Шагала из «витебской серии». Своеобразие «Метельщика» (1914) заключается в гениальной простоте и в шагаловском сочетании реального и космического: повседневный образ уличного дворника превращается в существо, творящее «вихри» судьбы.

Со свойственной ему парадоксальностью художник поворачивает героя спиной к зрителю, словно предлагая домыслить, дорисовать образ.

Что отражает невидимое лицо Метельщика? Может быть, скорбное ожидание перемен, которые несет Первая мировая война, наполняющая все страхом и лишениями? Или замысел Шагала в том, что на лице героя нет переживаний, лишь бесстрастное выполнение некой миссии?



Величественность Императрицы

Одним из значимых произведений в собрании Астраханской картинной галереи является портрет императрицы Елизаветы Петровны, выполненный неизвестным художником XVIII века с работы французского живописца Луи Каравака. Портрет поступил в картинную галерею в 1918 году из клуба Астраханского дворянского собрания. Он выполнен в традициях европейского парадного портрета.

Императрица изображена в коронационном платье с атрибутами царской власти. В правой руке она держит скипетр, рядом на бархатной подушечке лежит держава. Величественный и возвышенный вид Елизаветы вместе со снисходительный взглядом, кажется, говорят зрителям сквозь столетия: «L’etat c’est moi», что значит «Государство – это я».

На портрете мы видим самодержицу, достойную продолжательницу славных дел своего отца. Её восшествие на российский престол было встречено с ликованием, так как ознаменовало собой окончание жёстких кровопролитных лет бироновщины. «Мы славу дщери зрим Петровой. Зарёй торжеств светящу новой», – восторженно написал Михаил Ломоносов в день коронации императрицы.



Беспредметность автопортрета Клюна

Кубофутуристический «Автопортрет с пилой» Ивана Клюна является третьим в ряду его экспериментальных портретов, начатого его единомышленником и другом Казимиром Малевичем. На первом портрете Малевич ассоциирует Клюна с иконописным ликом и крестьянской лубочной картинкой. Второй «Усовершенствованный портрет Клюна» (1913) написан уже в стиле кубизма.

Клюн продолжает начатую Малевичем тему, делая собственный облик предметом пластического эксперимента. Он сначала «раскладывает» лицо на плоскости, затем вновь собирает в синтетическую композицию. Это коллаж с геометрическими фигурами, плоскостями «под дерево» и рассекающими композицию прозрачными плоскостями, вместе с которыми можно увидеть черты лица, отдаленно напоминающие человеческие. Интересно, что во время работы над автопортретом Клюн обращался не только к живописному коллажу, но и к использованию в картинах реальных дощечек, фаянса, проволоки. Впечатляет и колорит «Автопортрета» – чередования оранжевого, коричневого, охры, серого, фиолетового цветов…



Сотрудники Догадинки после фотосессии и в ожидании новых экскурсий

К предыдущей записи

Под занавес года: астраханские театры готовят сразу ...

К следующей записи

Что значит для женщины быть «Чайкой»?

В продолжение темы

  • АК

    В Астраханском ТЮЗе поставят «Незнайку» и отметят 85-летие

    25.12.2017
    Анастасия Степанова
  • Астраханская картинная галерея
    АКИнтересно

    100 лет в усадьбе Плотникова. Новый юбилей Картинной галереи

    21.01.2021
    Редактор
  • АКМы театралы

    Десять шагов к премьере. Секреты мастерства от Алексея Матвеева

    15.01.2020
    Анастасия Степанова
  • ART&ФактыАК

    Омар Хайям – в Астрахани

    04.08.2016
    Яна Третьякова
  • АК

    Аркадий Кудря. «Кустодиев»

    19.08.2022
    Редактор
  • АКГлавнаяИнтересноТворческие люди

    Лиза Смирнова: «Иногда я хочу работать в отделе кадров, как моя мама»

    21.03.2023
    Редактор

Возможно, это Вам понравится

  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

  • Мысли вслухНастроение A

    ТОП-10 правдивых баек про астраханских студентов

  • Зарисовки об АстраханиНастроение A

    Астрахань такая Астрахань! Несколько ярких примет

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Майское настроение: вестники весны из Астрахани

    Тюльпаны, вобла и праздники
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult

Культурная мама

  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.