Что значит для женщины быть «Чайкой»?

Перформанс на сцене Астраханского драмтеатра
«Чайка» Антона Чехова – одна из самых распространенных пьес, которую ставят в большинстве театров мира. Это произведение со школьных лет знакомо каждому в нашей стране. И астраханский зритель не исключение. Однако Театру драмы удалось удивить жителей Каспийской столицы неординарным подходом к шедевру. Что нового можно увидеть в этом произведении? Давайте разбираться вместе.
Для начала стоит отметить, что «Чайка» уже прилетала на сцену Астраханского драмтеатра около десяти лет назад. Тогда зритель видел спектакль в классических театральных традициях. Костюмы и сценография были созвучны временам Антона Павловича.
Новая интерпретация, режиссером которой выступил заслуженный артист России Александр Огарев, похожа уже на перформанс.
Это становится понятно с первых минут спектакля, когда Константин Треплев (Иван Быков, Николай Смирнов) сообщает о премьере своей пьесы. На небольшом помосте появляется Нина Заречная (Елизавета Смирнова, Мария Дуганова), обмотанная в целлофан. Рядом с молодой девушкой стоит стремянка, вокруг ходят молодые люди с обнаженным торсом, а строчки авангардной пьесы Треплева компьютерным эхом отзываются по всем уголкам сценического пространства. Все это отсылает зрителя к традициям современного изобразительного искусства: художникам второй половины XX – начала XXI веков, выступающим за новые формы.
Данное театрально-художественное представление также свидетельствует о напряженных отношениях в дома Аркадиной (Александрина Мерецкая, Екатерина Спирина). Конфликт старых и новых форм подчеркивают, например, и некоторые предметы мебели, созданные в разных стилях. Если в первом акте герои «Чайки» сидят на деревянных стульях, обитых сукном, то во второй половине спектакля мы видим металлические стулья, обитые кожей.
Костюмы по стилистике тоже разные. Константин одет современно и молодежно, в то время как его матери даже в обычной жизни присущи театральные костюмы. Это вечерние платья, которые мало походят на повседневные наряды. Мария (Анастасия Кацан, Нелли Подкопаева), как и написано у Антона Павловича, «всегда носит черное». Внешний вид Полины Андреевны (Лидия Елисеева, Людмила Григорьева) в отличие от других героинь напоминает одеяние женщин начала прошлого столетия.
А вот наряды Нины Заречной совпадают с ее настроениями. Вначале постановки это легкий белый сарафан с черными цветами и аккуратно уложенные волосы, говорящие о наивности и доверчивости. А уже в финале, в сцене исповедального разговора с Константином, Нина выступает как побитая жизнью и неухоженная женщина с обнаженными душой и телом.
Коротким, похожим на пеньюар нарядом она пытается прикрыть открытые ноги, руки, декольте. На помощь ей приходит черный плащ, с которым она сливается и становится похожей на тень.
Еще один элемент, который заслуживает внимания, это маски — они тоже являются частью героев. Константин, как только он появляется в обществе, надевает на себя маску чумного доктора. Ведь окружающие люди воспринимают его желание стать писателем как болезнь, отгораживаясь от него. Но по сравнению с остальными Константин самый эмоционально здоровый герой. Он способен любить и сопереживать. Для других персонажей эти чувства становятся просто рефлексами. Кроме того, маски говорят о наигранности и иллюзорности мира, в котором обитают жильцы имения. Все они ведут себя театрально, даже когда узнают о крушении и несостоятельности своих идей.
Важной деталью в данном спектакле служит сама чайка. И в смысле птицы, которую подстреливает Константин. И в смысле «чайки» как фигуры речи, образа, который пытаются на себя примерить разные женские персонажи.
Если сначала чайка ассоциируется исключительно с Ниной Заречной, то потом во время вечера в доме Аркадиной эстафету перехватывает Мария. Молодая девушка, безответно влюбленная в сына хозяйки поместья, пытается стать «чайкой». Она укутывается в целлофановое покрывало, с которым ранее играла Нина, словно примеряя на себя ее судьбу. Позже «чайку» пытается сыграть Полина Андреевна, цитируя строчки из пьесы Константина «Люди, львы, орлы и куропатки…» Происходит это, когда жена управляющего прощается с врачом Евгением Дорном (Олег Комаров, Станислав Журавлев).
Таким образом режиссер пытается сказать, что «чайка» – это женщина, потерявшая веру в себя и возможность любить того, кого она хочет. Эту идею также подчеркивает световое и цветовое оформление спектакля. Если в первом акте в оформлении присутствуют светлые тона (белый, желтый), то во втором пространство целиком занято темными оттенками (черный, коричневый, серый).
В результате постановка смотрится как два настроения: любовь и разочарование. Эти эмоциональные весы дополняет большая чайка, влетающая в зал, в финале спектакля и символизирующая собой надежду.
Каролина Виноградская
Фото Дианы Арье
Рецензия написана в рамках Лаборатории молодой критики «Есть мнение!», которая проходила в Астрахани в конце сентября этого года. Организатором стал Общедоступный театр «Периферия», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.