Театральный триллер о чудовище по имени «Вий»

Отзыв на премьеру Театра кукол
Гоголевской мистикой закончил свой 34 сезон Астраханский театр кукол. Результат превзошел ожидания даже самой взыскательной публики. Зрители увидели настоящий театральный триллер о чудовище по имени «Вий».
В основу постановки, режиссером которой выступил художественный руководитель Сергей Балыков, легла пьеса Владимира Белоусова. Он адаптировал мистическую повесть Николая Васильевича Гоголя под запросы кукольного театра. Спектакль получился «великим и ужасным».
С первых минут зритель слышит драматическую музыку. А перед глазами предстает картина, напоминающая ландшафт какой-то планеты. На сцене появляются танцующие люди, похожие на аборигенов какого-то африканского племени. Одетые в черные одежды, с какими-то такими же черными дредами, они сливаются с атмосферой. Их силуэты только угадываются. На этом темном фоне Хома Брут (Денис Кораблев) заметно выделяется. Его холщевая коричневая накидка и начищенные сапоги сразу бросаются в глаза.
Беседа главного героя с Торговкой (Татьяна Терешина) разбавляют гнетущую атмосферу. И сначала даже кажется, что спектакль так и будет продолжаться «с человеческим лицом». Но когда появляются куклы, постановка развивается иначе, захватив внимание зрителя целиком. Вместе с развитием сюжета прогрессируют и куклы. Их размеры от ладони увеличиваются до половины человеческого роста.
Так же динамично раскрываются и портреты героев. Причем кукол-персонажей оживляют голоса актеров. Артисты мастерски передают настроения героев, используя разные голосовые интонации.
Пропорции кукол вызывают не меньший интерес. Так, например, у Хомы голова кажется больше, чем остальное тело, что подчеркивает его прозвище – «философ». У Казака Явтуха (Сергей Кичигин) и Ректора бурсы (Георгий Бутусов) все ровно наоборот. Причем своим видом они больше напоминают поросят, нежели людей. Нос в виде пяточка и оттопыренные уши как бы намекают на их нечеловеческое происхождение. Женские образы так же кажутся нечестью. Баба (Елена Булахова) то показывает свой хвост, то смеется хитрой улыбкой зомби.
Образ Паночки (Алиса Чумакова) наводит не меньший ужас на зрителя. Ее длинные черные с проседью волосы кажутся продолжением темных мрачных стен маленькой церквушки, окружающих ее. Это касается и самой актрисы, и многочисленных кукол – копий Паночки. Стоит отметить, что каждое ее ночное хождение похоже на магический ритуал. Особенно, когда она вызывает Вия. У зрителя складывается ощущение, что Вий – это ее второе «Я».
Все увиденное наводит на мысль, что жители хутора, да и вообще все, кто окружают Хому Брута, не блещут особым умом. Они вообще не похожи на людей. Скорее, эти существа следуют инстинктам, в отличие от главного героя, который руководствуется логикой. Поэтому можно сделать вывод: «Вий» – спектакль не столько о некой мистической силе, сколько о состоянии души. Хома выступает антиподом того окружения, которое представлено в спектакле, и это играет с ним злую шутку.