Увидеть Кустодиева: в Астрахани есть немало полотен художника

7 ярких тому примеров
Кустодиевская коллекция Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина сегодня включает более 200 произведений, связанных с творчеством Бориса Михайловича. С 1958 до 2006 года галерея носила имя Кустодиева, а бюст живописца до сих пор украшает внутренний дворик Догадинки. Сегодня мы представим вашему вниманию несколько полотен, хорошо известных в стране и за ее пределами. Они экспонируются в специально созданном филиале – Доме-музее Б.М. Кустодиева, где представлена часть коллекции. Возможность видеть произведения мастера в Астрахани — большая честь для города и горожан.
Борис Кустодиев. Пасхальный обряд (Христосование). 1916
Одно из самых известных полотен Кустодиева – «Пасхальный обряд (Христосование)» написано в 1916 году. Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до Вознесения Господнего) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Именно этот обычай изобразил художник в своей работе. Она написана темперой – яркой, нарядной, хорошо передающей атмосферу главного православного праздника. Картина выглядит пасхальной открыткой, пожеланием всей стране сытости и изобилия, как у купца и купчихи, от всего сердца поздравляющих друг друга.
Натюрморт с фазаном. 1914
Не так часто Борис Кустодиев писал натюрморты. Яркий и аппетитный «Натюрморт с фазаном» («Омар и фазан») был создан художником в 1914 году для Отто Виблингера, представителя австрийской торговой фирмы «Иван Каттус в Вене», нажившего состояние на перепродаже икры, любителя искусств, чья художественная коллекция позже стала частью собрания Астраханской картинной галереи.
Сочные кустодиевские краски эффектно выделяют этот натюрморт. Борис Михайлович изобразил тарелку, расписанную синими узорами, на которую поместил сваренного красного омара и небольшого фазана с разноцветными перьями и голубоватой головкой. Рядом на белой скатерти лежат два краснобоких яблока. В темно-синей стеклянной вазе художник стоят пышные красные розы.
Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника. 1926
Эта картина «пришла» в музей из первых рук: она была приобретена Астраханской картинной галереей в 1973 году у Ирины Борисовны Кустодиевой – дочери художника, его любимой модели. Специалисты иногда шутят, что Ирину Кустодиев писал так же часто, как восхищавший его Веласкес – инфанту Маргариту. Целая галерея ее ярких образов создана художником в работах «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907), «Японская кукла» (1908), «Дети в маскарадных костюмах» (1909) и других произведениях.
Недавно на аукционе Мак Дугалл в Лондоне с огромным интересом присутствующие наблюдали за торгами по работе «Портрет Ирины Кустодиевой», написанной в швейцарском городе Лейзене (1911), где художник находился на лечении. После триумфальной выставки русского искусства 1924 года в Америке она была продана в частное собрание и 90 лет нигде не экспонировалась. От очаровательных детских портретов по мере взросления дочери Борис Кустодиев переходит к изображению симпатичного подростка – примером может служить картина «Девочка с цветами»(1917).
В последние годы жизни художника Ирина – красивая девушка с золотистыми волосами, голубыми глазами и чудесным цветом кожи. Именно такой она изображена на портрете 1926 года, который находится в собрании Астраханской картинной галереи. Эту работу иногда также называют «Портрет Ирины в синем платье», она считается очень удачной, хотя и нетипичной для художника.
Произведение это широко известно. С момента написания портрет участвовал во многих выставках – в Ленинграде, Москве, Астрахани. Как шедевр кустодиевской коллекции, он многократно воспроизведен в искусствоведческой литературе и художественных альбомах. Работа написана масляными красками на грунтованном холсте. Ирина изображена в несколько театральной позе, в синем платье и шляпке в стиле «нэп» – настоящая кустодиевская красавица. В это время Ирина Борисовна постигает историю театра и азы актерской профессии, обучаясь в Институте сценических искусств в Ленинграде. Кустодиев-отец пишет её, предлагая зрителю вместе с ним полюбоваться покатыми плечами, нежной кожей, выбившимися из-под шляпки локонами. Композиция работы проста и благородна, отличается четкостью и почти классической строгостью. Кустодиев-художник мастерски демонстрирует в этой работе всё, чего он достиг за годы творчества.
Поэзия. 1908
Исследователи творчества Бориса Михайловича характеризуют картину «Поэзия» как «совершенно „некустодиевского“ Кустодиева». Она разительно отличается от полотен крестьянской и купеческой жизни, которыми прославился художник.
«Поэзию» Кустодиев написал по заказу того же самого Отто Якоба Виблингера. «Со своей стороны прибавляю, что я только симпатизирую красивому художеству, люблю жизнерадостные сюжеты, живые тоны в красках и надеюсь вполне от Вас получить то, что я люблю и чему радуюсь…», — писал Виблингер художнику.
Заказчик отвел Кустодиеву 3 месяца на работу и пообещал ему вознаграждение в размере 400 рублей — тогда как, например, средняя зарплата рабочего в России в первом десятилетии XX века составляла около 30-35 рублей в месяц. После продолжительной дискуссии, Кустодиев выбрал для работы «венецианский» мотив, стилизовал костюмы героев — Поэта и Музы — под традиционный внешний облик персонажей картин эпохи Возрождения. «Поэзию» художник написал в светлых, праздничных цветах, что соответствовало пожеланию заказчика.
Первоначальный эскиз картины Кустодиев практически полностью изменил. Лесное озеро он заменил на живописный сад, наполненный античными статуями; убрал ствол березы, разделявший панно пополам; заменил одежду начала ХХ века на роскошные средневековые платья. В Костромском музее-заповеднике хранится один из ранних эскизов к «Поэзии», на котором поэт читает стихи юной девушке, держащей в руках шляпу и букет цветов.
Долгое время оставалось загадкой, кого именно изобразил Кустодиев на своей картине. Возможный ответ на этот вопрос дала книга поступлений музея. В ней рядом с номером и временем поступления «Поэзии» в коллекцию указано: «Декоративный мотив с двумя фигурами, из которых одна изображает Алексея Толстого». Таким образом, исследователи заключили, что в образе поэта Кустодиев написал молодого писателя Алексея Толстого, автора популярных социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов.
Голова девочки. 1897
В 1897 году Борис Кустодиев, тогда еще студент Высших художественных курсов при Императорской академии художеств (Санкт-Петербург), приехал в Астрахань, чтобы навестить своих родных. Среди дорогих для него людей, живущих в нашем городе, был и его первый учитель – художник Павел Власов. Бывая в Астрахани, Кустодиев всегда навещал Павла Алексеевича в его мастерской, а при случае с удовольствием писал один-два этюда вместе с другими учениками. Именно к таким работам относится «Голова девочки» (1897).
Этот небольшой этюд, написанный масляными красками на холсте, наклеенном на картон, наглядно свидетельствует о том, что Борис Кустодиев всего за год обучения в академии серьезно продвинулся в постижении тайн изобразительного искусства. Прекрасно передан внешний облик ребенка, смелой кистью написаны перламутровые переливы атласного светлого платья, «дышит» пространство…
Знаем ли мы что-нибудь о девочке, запечатленной на полотне? История сохранила для нас ее имя, и, благодаря тому, что работа Кустодиева находится в фондах Астраханской картинной галереи, Софье Гурни – в замужестве Гржебиной – было суждено навеки остаться для будущих поколений очаровательной, нежной Сонечкой.
Кустодиев до последних дней сохранил глубокое уважение к Павлу Алексеевичу Власову, считая, что именно он научил его всему тому, что сделало его художником – любви к искусству и фанатическому отношению к труду.
Жатва. 1914
С любовью и вниманием изображает в своих картинах Борис Кустодиев мир русского крестьянина: его трудовые будни, нечастые праздники, изобильные ярмарки.
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому», – это было всегда единственным моим «сюжетом» картин», – так напишет в феврале 1926 года Борис Кустодиев своему учителю Павлу Алексеевичу Власову из Ленинграда в Астрахань.
На картине «Жатва» (1914), которая стала первым произведением Кустодиева, приобретенным Павлом Догадиным, представлено одно из важнейших событий в жизни крестьян – уборка урожая. Пылающее летнее солнце медленно опускается к горизонту, нежно окрашивая облака. Вдаль убегают зеленые луга, синей полоской на горизонте обозначен лес. Несколько женщин и мальчик стараются успеть до захода солнца убрать еще хотя бы часть богатого урожая. Яркие, декоративно насыщенные цвета позволяют Кустодиеву придать будничной сцене праздничность, торжественность и даже символичность.
Как утверждает исследователь творчества мастера В. Докучаева, «связь крестьянина с природой для Кустодиева была бесценна и священна». И это действительно так. В работах Бориса Михайловича крестьянин есть часть природы, он понимает и любит ее, охраняет и ценит ее богатства, приумножает их своим трудом.
Кустодиев любил простор и волю, ширь полей и цветистость лугов. Более 15 лет приезжая в «Терем» – свою мастерскую в Костромской губернии, с восхищением писал он окрестные дали, внимательно наблюдая за жизнью селян и точно передавая увиденное в своих работах. Мы не знаем, где именно была написана эта работа, но она отразила представление художника о богатстве земли, щедрости полей, обильно политых крестьянским потом.
«Жатва» была приобретена Догадиным с выставки творческого объединения «Мир искусства» в 1916 году через К. Кандаурова. Сегодня невозможно представить экспозицию Дома-музея Б.М. Кустодиева без этой яркой, запоминающейся работы.
По материалам сайта Астраханской картинной галереи
У меня и душа-то астраханка: знаменитые цитаты Бориса Кустодиева