«Вдох-выдох»: на расстоянии дыхания

Экзистенциальные вопросы в новой постановке драмтеатра
27 января на малой сцене драмтеатра (пространство Imaginarium) состоялся пресс-показ спектакля «Вдох-выдох» Александра Огарёва по пьесе современного драматурга Юнаса Хемири «Нас сотня». Премьерные показы пройдут 28 января, 11 и 17 февраля.
«Вдох-выдох» – в широком смысле спектакль о человеке и его жизненном пути. Зритель наблюдает за тремя женщинами: революционеркой с некоторым юношеским максимализмом (Екатерина Сиротина); женщиной, тяготеющей к комфорту, покою и уюту (Анастасия Кацан); искательницей истины (Александрина Мерецкая). Она, Вторая Она и Третья Она сосуществуют в голове одного человека. Режиссёр Александр Огарёв отметил, что это универсальный образ и роли могли исполнять как женщины, так и мужчины.
«В чем смысл, цель жизни?» – главный вопрос спектакля. Вдох и выдох становятся символами остановки и переосмысления: смириться с действительностью или переступить черту и найти новые смыслы? В театральном пространстве Imaginarium зритель постигает тайны женской души. Между сценой и залом нет разделения – зрители и актёры находятся буквально на расстоянии дыхания, что позволяет прочувствовать внутреннее, сокровенное человека; услышать мысли, голоса и диалоги в его голове.
Публика видит сначала маленького ребёнка, потом молодую девушку, в конце – зрелую личность. Первое известие о смерти, первая любовь, желание найти себя и своё предназначение, семейная жизнь – все нюансы человеческой души, все перипетии жизненного пути героини отражены в спектакле. Артур (Данияр Курбангалеев) – единственный герой-мужчина в постановке – позволяет раскрыть разные амплуа женщины (хозяйка, любовница, мать). Это муж героини, с которым она познаёт и домашнее насилие, и гармонию и любовь, и ненависть к быту. Благодаря ему зритель видит Её то взрослой мудрой женщиной, то зайкой, которая готова во всём потакать своему мужчине.
«Вдох-выдох» чем-то напоминает мультфильм «Головоломка» от студии Pixar. Там эмоции, живущие в сознании девочки, каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми её поступками. В театральной же постановке вместо них – три голоса, определённые характеры и энергии, субстанции, порождённые противоречиями, возникающими в человеке. «Живой – значит противоречивый», – поясняет сам режиссёр.
В конце спектакля звучит не новая, но от того не менее важная мысль, что у каждого одна жизнь. Вдох-выдох – человек дышит, значит он живёт.
Александр Огарёв:
«Я поставил историю о желании заново прожить свою жизнь. Свою новую жизнь героиня представляет идеальной, без ошибок прошлого, насыщенную действием и смыслом. Конфликт происходит между желаемым и действительным, между реальностью и мечтой».
Спектакль заставляет задуматься о смысле своей жизни, пересчитать внутренние голоса и понять, что их даже не три, а сотня – как и в пьесе Юнаса Хемири.
Антонина ДАВЫДОВА,
молодёжный пресс-центр при библиотеке им. Б. Шаховского
Фото Астраханского драмтеатра