Встречайте на «Вдох-выдох»…
…премьеру в Астраханском драматическом театре на площадке «Imaginarium». Художественный руководитель театра Александр Огарев поставил спектакль по пьесе Юнаса Хемири «Нас сотня». В России для шведского драматурга постановка стала дебютной, если не считать читок пьесы.
Героини на сцене соображают «на троих»: пьют в баре, заигрывают с мужчинами-зрителями, танцуют и речитативят рэп с нецензурными словами. Да так, что эмоции зала троятся, пока не прояснилось, кто эти девушки. Не компания веселых подруг, говорящих хором, а три «я» одной личности. Три актрисы (Александрина Мерецкая, Екатерина Сиротина, Анастасия Кацан) — это одно действующее лицо, но разные состояния человека. Так зрителей втягивают в ее разборки с самой собой.
Провокационно с залом играет сам режиссер, которому мало показалось прописать в постановке мужскую роль Артура. Актера Данияра Курбангалиева он по-хулигански выводит на сцену — как опоздавшего на спектакль еще одного мужчину-зрителя. На первом показе неожиданно для себя и капельдинер у входа стала участником действия, воскликнув: «Вот это подстава!»
Актеры общаются с залом, разрушая четвертую стену, и вторую, потому что в условиях этой театральной площадки зрители размещены с двух сторон от места действия. Пространство, где линия сцены и зала отсутствует, диктует особую сценографию. Более того — работает на раскрытие образов: героини не разделяют искусство и реальность, не различают жизнь внутреннею и внешнюю – три состояния «я» сплели правду и вымысел. При этом все они вполне жизнеспособны и талантливы. Девушки умеют драться-ссориться и мириться-целоваться, но иногда способны лучшую часть личности принести в жертву.
Отдельная линия в спектакле — акт «вдох-выдох». Он цикличен, как дыхание, но несет разную смысловую нагрузку. Это и мотив любви, и предчувствие конфликта, и сама жизнь. Как словесная партитура «вдох-выдох» провозглашает: в жизни главное — воздух. Воздух весны буквально врывается в зал через окно вместе с Артуром: весна летит и искушает сочными яблоками. Так смачно актриса их поедает.
За особенностями возраста четко следует автор пьесы Юнас Хемири. Он, как психолог Эрик Берн, делит состояния на три трансакции «родитель-взрослый-ребенок». Каждая его героиня несет характерную черту этих трех возрастов «мудрый-осторожный-революционный».
Александр Огарев отклоняется от известного сценарного анализа личности. Режиссер дает каждой исполнительнице возможность проживать весь спектр поведенческих реакций. Он не фиксирует действия на одной линии поведения, позволяет актрисам быть разными и непредсказуемыми в реакциях. В этой широте предлагаемых обстоятельств эмоции актрис распадаются на множество вариантов, открывая внутренний конфликт всех женских образов.
Благодаря исполнительской фабуле каждая из актерских работ сделана логично, тонко, филигранно. Порой не различить, кто из девушек — молодая, кто — среднего возраста, а кто — уже пожила. Умножение на три их общего «я», затем – художественное преувеличение возвращают зрителей к исходному названию драматурга — «Нас – сотня» (меня – сотня, я – сотня, я – не одинока).
Текст Хемири, из емких по смыслу фраз, невозможно не услышать. Актеры, как стендаперы, ритмично перекидываются репликами — точно совершают броски, рикошетят их в зал. Разговоры понятны и мужчинам, и женщинам. По сути, это диалоги и монологи с самим собой, но даже самим себе иногда приходится напоминать — «я люблю тебя». От повторения эта формула слов прозвучала в постановке менее искренне, сузила территорию собственного «я». Героине к финалу стало тесно, стало нечем дышать. И только взбираясь наверх, на крышу, она определяется, куда же идти…
Встреча зрителей с женскими тайнами в постановке «Вдох-выдох» хоть и проходит в фантазиях, в воображении, но частная история не превращается в попытку анализа прожитого. Исследование души завершается тем, что женщина выходит в мир, наконец, открывает глаза на глобальные проблемы общества. В таком мире она уже не может быть одинокой. Станет ли счастливой…
Елена Мальчонок
Фото Астраханского драмтеатра