Юрий Дубоносов: “Театр кукол — это любовь всей жизни”
Интервью с астраханским артистом
Команда АстраКульта на днях решила проведать обновленный Театр кукол. И заодно — в рамках нашей постоянной рубрики #творческиелюди — пообщаться с актером Юрием Дубоносовым, который работает здесь уже более 20 лет. А ведь он даже не планировал связывать свою жизнь с творчеством — будущий артист-кукловод закончил медицинское училище, а в детстве и вовсе мечтал стать танкистом. Но все же судьба привела его в театр. О профессии, куклах, театральной семье и зрителях, которые все понимают, читайте далее в нашем интервью.
— Расскажите о вашем детстве. Вы уже тогда мечтали стать актером?
— На самом деле, в детстве я про театр никогда не думал. Я очень хорошо рисовал, учился в художественной школе. Но даже придя в театр, меня не потянуло стать театральным художником. Не уделял я этой способности большого внимания. В целом тоже не могу сказать, что был творческим ребенком. Спортом активно занимался. Да всем по чуть-чуть… А мечтал я стать танкистом. Долго мечтал. Даже собирался поступать в военное училище. Особенно сильно на мое желание повлиял фильм “Офицеры” режиссера Владимира Рогова. А потом так сложилось, что я попал в медицину. Закончил медицинское училище, после которого пошел в армию. Отдал 3,5 года военной медицине. И я очень благодарен судьбе, что пошел именно таким путем. Вот уже 30 лет длится крепкая дружба с моими однокурсниками. И только хорошие воспоминания со студенческой поры. Мы многое познавали, но также занимались музыкой, рисовали и активно играли в КВН. Творчества было много.
— Так когда же к вам пришло решение стать актером?
— Когда я вернулся после армии, стал задумываться, куда пойти дальше. И благодаря моей жене, которая тогда активно была увлечена театром, тоже стал присматриваться к искусству. Стал ходить вместе с ней на репетиции в студенческий театр Рыбвтуза (АГТУ). И однажды подошел к режиссеру — Алексею Матвееву (сегодня — режиссер Астраханского драмтеатра — прим.), с предложением: “А можно мне тоже попробовать?”. Он мое желание поддержал. Вот так все и началось. Почти 5 лет я играл в студенческом театре.
— И затем уже появился театр кукол в вашей жизни?
— Да, здесь тоже не обошлось без путеводных звезд. Мои коллеги из драматического театра как-то спросили: “А не попробовать ли тебе стать актером Театра кукол?”. Я тогда тоже сомневался, возьмут ли меня. Но главное — поддержка окружения. Так я и пришел в театр, художественный руководитель Владимир Федорович Долгополов меня посмотрел и взял на работу. Меня часто спрашивают, чем я готов пожертвовать ради театра? В те лихие 90-е я пожертвовал семейным бизнесом. Именно его я оставил, когда стал актером-кукловодом.
— А что повлияло главным образом на этот выбор?
— Сначала мне казалось, что это место станет ступенью к карьерному росту. А через несколько лет понял, что мне не интересен драматический театр. Хотя сейчас продолжаю заниматься другими проектами, где могу проявлять себя, как актер драмы. Но театр кукол для меня — это очень серьезно и интересно. И я, действительно, этим живу. Честно говоря, поменять театр я бы точно не смог. Это любовь всей жизни.
— Любовь к театру в вашей семье, получается, не только у вас одного?
— Да, моя жена закончила Екатеринбургский театральный институт, а старший сын попал на первый поток курса актерского мастерства в колледже культуры при Астраханском драматическом театре. Сейчас он работает актером в Тольяттинском “Колесе”, параллельно учится на пятом курсе Санкт-Петербургского театрального института. Так, что он у нас продолжает семейные традиции. А младшие сыновья реализуются в спорте на профессиональном уровне, они футболисты. Но они так же любят театр. Запах кулис для моих детей родной, здесь они выросли.
—Расскажите про свои самые первые роли. Были сложности вхождения в профессию?
— Честно говоря, сложности были. Когда я пришел в театр, мне дали роль волка в спектакле “Три поросенка” со студентами. Тогда был выпущен первый и единственный курс при театре кукол. И постановка для них была дипломным проектом. А я практически как первокурсник — ничего не знаю и не умею управлять куклами. Я долго корпел, и в итоге худрук меня отправил во второй состав. Кстати, первый состав должен был поехать с этой постановкой в Краснодар. И, наверное, потому что градус ответственности спал, мы немного расслабились и добавили в свою игру больше легкости и задора. В результате, когда приемная комиссия увидела наше творчество, было принято решение отправить именно нас — вторую труппу — в командировку. А потом пошли разные роли.
Моим театральным крестным папой является болгарский режиссер Георгий Ткачев, который в Театре кукол поставил несколько спектаклей. Однажды он приехал с постановкой “Голый король”, и меня утвердили на роль короля. Получился замечательный спектакль, после которого у меня случился прорыв в работе. За 23 года у меня в биографии 55 спектаклей и 60 ролей. Бывает, что и в одной постановке я играю нескольких персонажей. Так, в “Аладдине” это сначала сам Аладдин, потом гадатель, а затем Джинн. То есть меня постепенно повышали в рангах (смеется). А иногда в одной постановке приходится играть одновременно двух героев.
— За куклой не всегда физически видно артиста. Задевает, что слава и аплодисменты достаются в большей степени вашим героям?
— Существуют разные типы кукол: когда видно артиста, а когда не видно. Но здесь стоит подчеркнуть, что кукла — это инструмент. С помощью нее мы передаем свои эмоции. Она наше продолжение. И мы, актеры, становимся с ней единым целым. Некоторые коллеги из других театров, которые приходили к нам работать, всегда удивлялись: “Как вы это делаете? Это гигантский труд! Одновременно несколько дел — управлять, говорить, смотреть, прыгать и т.д?”. Поэтому здесь могу ответить, что не задевает. Это же моя кукла, а значит — я.
— Куклы, действительно, бывают разными: марионетки, перчаточные… Как вы осваиваете каждого нового персонажа?
— Тренировками и трудом. Любая кукла требует очень много работы. Мы когда создавали спектакль “Алиса в стране чудес”, ушло полгода на подготовку. Три человека оттачивали движения на одной кукле, чтобы получился единый организм. Это правда колоссальный труд. Кажется, что достаточно просто “подергать куклой”. Но это ошибочное мнение. Здесь важно, чтобы кукла по-настоящему зажила. И это включает в себя не просто репетиции, но и работу на сцене, с партнерами, светом и т.д. Очень много всего необходимо. Любая кукла своеобразна. И под себя ее тоже важно настроить — сходить к художникам, которые как “мастера ювелирных дел” подкорректируют или переделают определенные детали. Так, чтобы затем на сцене у актера вместе с куклой было детально отточено каждое движение. Некое слияние, я бы сказал.
— А есть у вас любимая кукла?
— Не могу сказать. За свою работу я освоил разные типы кукол. Каждая по-своему любима, как часть меня. Как часть моего пути.
— Как привить любовь к театру детям?
— Важно детей не считать слишком маленькими. Так как у меня трое детей, я могу это точно подтвердить. Когда к ним относишься по-серьезному, они начинают так же себя серьезно вести. Ведь ребенок начинает что-то осознавать уже с трех лет. А чем лучше и качественнее его подводить к театру, то и любовь может случиться надолго. Главное, не напугать безвкусицей и не отбить желание ходить в театр. Современное поколение — это дети-индиго. И они настолько тонко все схватывают, что порой удивляешься: “Как ты все это понял?”. А они все понимают и могут увидеть всю глубину. Как-то моя жена пришла на спектакль “Тайна белого лотоса” (в нем много философии о жизни, смерти, любви) и после поделилась со мной своими наблюдениями: “Я увидела, как эти маленькие зрители стали внешне похожи на взрослых. Они даже смотреть начинали по-взрослому”. Поэтому, считаю, что детям важно давать серьезные, качественные вещи. Ведь задача театров для детей — заставить их думать и анализировать. И не просто так театры — это место для семейного времяпровождения. Постановки не только объединяют, но их потом можно обсудить всей семьей.
— Существует мнение, что когда ребёнок идёт в школу, он вырастает из театра кукол. И уж тем более такое место не для взрослых. Насколько это правильно?
— Во-первых, на нашем театре не написано, что он только для детей. Если опираться на историю, то изначально театр кукол был для взрослых. Балаганы, ярмарки — это были типичные выступления для взрослых. Кукла работала как шут для народа. Потом советская система решила, что театр кукол только для детей. Причем — для маленьких детей. Сегодня же огромное количество спектаклей с куклами для взрослых есть во многих странах, в том числе и в России. Недавно мы были на фестивале театров БРИКС в Махачкале. И там была показана серьезная драматургия, начиная от Пушкина, Достоевского и заканчивая Айтматовым. Я до сих пор в восторге. И это неудивительно. В кукольных театрах очень много разных приемов, которые могут раскрыть очень глубокие смыслы, как для детей, так и для взрослых. Театр кукол очень многогранен. В России с каждым разом зрители все больше ценят проекты театров кукол. К примеру, в Вологде, Абакане, Красноярске, Пензе, Рязани.
— Какие спектакли Астраханского театра кукол вы посоветуете взрослым астраханцам?
— “Старуха Изергиль”, “Флора за жизнь”, моноспектакль “Моцарт и Сальери”.
— Расскажите про ваше увлечение стихами.
— Я обожаю поэтов серебряного века. Поэтому создаю видеоролики, где зачитываю их стихи. Все началось с пандемии. Что делать артисту дома? Продолжать творить. Причем я вообще не разбирался в монтаже. Но скачал мобильные приложения и стал осваивать новые области. Человек всему может научиться, если есть желание. Я даже небольшие любительские фильмы снимал по Чехову, Черному. Жена и дети помогали. Местом съемок был мой двор (улыбается). А стихи очень люблю читать. Причем у меня есть ролики с видами Астрахани. Мне хотелось не просто зачитать, но и показать красоту нашего города. Так у меня появилась рубрика “Прогулки по Астрахани”.
Однажды вместе с художницей из Москвы мы сделали ролик по стихотворению Иосифа Бродского “Рождественский романс”. Она мне присылала виды столицы, а я своим голосом зачитывал произведение. Сейчас я немного забросил свое увлечение, но планирую все возобновить.
— Вы также участвуете в свободных театральных объединениях города. Расскажите об этом.
— Во-первых, это интересно. А во-вторых, я очень этого хотел. Все ждал, когда меня пригласят. И однажды это случилось — меня пригласила Галина Лавриненко на лабораторию читок. Я нашел пьесу “Ёксель-моксель”, затем прочитал ее. А потом решил поставить. Ждать, пока кто-то пригласит, уже не хотелось. Сегодня этому спектаклю три года. Он до сих пор с успехом идет в частном театре “Диалектика”. Было много положительных откликов от зрителей.
Мне в целом очень интересно работать с коллегами из других театров. Кстати, планируется еще один проект, пока не буду раскрывать всех секретов. Но вы узнаете первыми.
— Будем ждать! И напоследок, что вы посоветуете начинающим актерам?
— Для начала, иметь сильное желание. И в любом случае важно много работать. И понимать, что профессия артиста — это все-таки призвание. Здесь душа и сердце. Этот путь надо полюбить. И тогда все будет хорошо!