10 громких имен в культурной истории Астрахани
От русского Царя до Принца модерна
Астрахань — город с богатейшей биографией. И это касается не только самого населенного пункта, но и его жителей, а также тех, кто даже на расстоянии вершил астраханские судьбы. Сегодня расскажем про самые судьбоносные события в культурной истории Астрахани и их создателей.
ИВАН ГРОЗНЫЙ
Благодаря ему у России есть Астрахань, а у Астрахани — Кремль
Астраханский кремль был построен в XVI веке по указу самого Ивана Грозного, который, как известно, «Казань брал! Астрахань брал!…» В 1556 году Иван Грозный захватил земли Астраханского ханства, которое располагалось на нынешней территории нашего региона. А после русский царь сам повелел построить оборонную крепость на Волге, он же одобрил чертежи будущего кремля и прислал в Астрахань московских зодчих градостроителей Михаила Вельяминова и Григория Овцына (имена строителей крепости сохранились в летописи города).
Сегодня Астраханский кремль является центром притяжения для астраханцев и многих тысяч туристов.
ПЕТР ПЕРВЫЙ
Ввел моду на «Петровские» достопримечательности в Астрахани
Имя первого российского Императора для Астрахани весьма символично – с ним неразрывно связана история региона. Начнем с того, что Петр I видел наш город Южным форпостом России – государь высоко ценил его удачное расположение и природные богатства.
В 1717 году указом Петра была учреждена Астраханская губерния. В честь 285-летия с того судьбоносного момента на главной городской набережной появился памятник императору. Архитектор Федорченко и скульптор Ковальчук изобразили государя в парадном мундире, с лентами и орденами. Площадь вокруг памятника, которая так же получила имя Петра, украшают фонари. Некоторые выполнены в виде корабельных мачт, другие украшены памятными табличками с указанием походов Петра Первого и их дат.
Память о государе астраханцы чтут до сих пор. Здесь можно часто услышать прилагательное «Петровский» — по отношению к различным объектам: дубу (существует легенда, что его посадил сам император), центральной набережной, фонтану на ней, и даже маяку в Лиманском районе. Его построили по приказу Петра I, который сам бывал в этих местах.
Удивительно, но сегодня Петровский маяк находится на суше, в десятках километров от моря – спустя годы Каспийское море отошло от этих мест. И привлекает он сегодня не корабли, а туристов.
ПАВЕЛ ДОГАДИН
Подарил городу и его жителям Картинную галерею
Его называют астраханским Третьяковым. Ведь всего за несколько лет он собрал внушительную коллекцию, которую передал в дар родному городу. Так было положено начало Астраханской картинной галерее, которая по праву носит имя своего основателя. Павла Михайловича Догадина.
Сын купца II гильдии, главы Торгового дома «М.П. Догадин и сыновья», он с детства интересовался живописью и даже брал уроки у знаменитого педагога Павла Власова (который раскрыл талант Бориса Кустодиева).
Начало собирательской деятельности Павла Догадина датируется 1911 годом, когда он приобретает автограф Льва Толстого. А вот первые произведения живописи и графики коллекционер приобрел у известного коллекционера Александра Голикова. Это были этюд к «Цветущему лугу» И. Левитана, рисунок И. Шишкина «Валаам» и картина «Волга. Облака» И. Калмыкова. В 1915 году Павел Догадин приобрёл рекордные 28 произведений искусства для своей коллекции. Самым дорогим приобретением стала картина Левитана «В парке». Её собиратель купил за 6000 рублей!
В 1918 году Догадин отписал городу свою богатую коллекцию — а именно, 134 произведения живописи и графики, коллекцию автографов, библиотеку и особняк. Сбылась мечта: он создал картинную галерею и стал ее заведующим. Но… на этой должности Павел Михайлович провёл всего лишь год с небольшим. В декабре 1919 года из-за бушующей в городе эпидемии брюшного тифа Догадин уходит из жизни… Однако его благородное дело живет до сих пор.
В 1921 году Астраханская картинная галерея, уже значительно расширившая своё собрание, переехала в новый дом — особняк бывшего городского главы Плотникова, где располагается по сей день. А собрание Догадинки насчитывает сегодня более 21 тысячи единиц хранения.
ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ
Прославился на весь мир, будучи поэтом-астраханцем
Велимир Хлебников – особое явление в мировой культуре. Поэт и философ. Одна из ключевых фигур русского авангарда. Король времени. Председатель Земного шара. Будетлянин. Создатель «звёздного языка» и около 10 000 неологизмов. Все это о нем.
Владимир Маяковский называл Хлебникова своим учителем, создателем новой поэтической эры и сравнивал его с Менделеевым в литературе. Свою поэтическую задачу Хлебников формулировал так:
БОРИС КУСТОДИЕВ
Стал знаменитым художником, начиная свой путь в Астрахани
«Я бы теперь и десять Ялт, и столько же Черных морей променял бы на Астрахань. Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка». Даже этих нескольких слов хватило бы, чтобы навсегда соединить имя русского художника Бориса Кустодиева с нашем городом. Именно здесь он родился и увлекся живописью.
Начиная с 15 лет Борис Михайлович брал уроки у Павла Власова – и после, будучи уже широко известным художником, всегда с благодарностью вспоминал учителя. Павел Алексеевич подготовил начинающего художника для поступления в Императорскую Академию художеств, он же стал его духовным наставником до конца жизни.
И сегодня мы можем прикоснуться к творчеству знаменитого астраханца, придя в дом-музей его имени.
ГРИГОРИЙ ТЕТЮШИНОВ
Построил в Астрахани чудо-терем, ставший впоследствии музейно-культурным центром
В свое время Григорий Васильевич Тетюшинов занимался судостроением — он возглавлял пароходную компанию, осуществлявшую грузовые перевозки по Волге. Как и многие астраханские купцы, был рыбопромышленником, а также имел водочный завод в селе Черный Яр.
К строительству собственного дома Григорий Васильевич подошел весьма основательно и буквально душу вложил в кропотливый процесс. Красивый дом, больше похожий на сказочный терем, выполнен в «русском стиле» и по праву является образцом деревянного зодчества.
Спустя сто с лишним лет у всех нас появилась возможность заглянуть сюда и сполна насладиться атмосферой купеческой жизни — здесь работает музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова». А на пороге, как и в те далекие времена, вас встретят радушные хозяева — семья Тетюшиновых (правда, в исполнении талантливых сотрудников центра).
НИКОЛАЙ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Одним своим присутствием в Астрахани подарил городу Музей культуры
Писатель, публицист, литературный критик Николай Чернышевский в отличии от своих коллег смог изучить астраханскую жизнь «изнутри», поскольку бывал здесь не проездом. Шесть лет, с 1883 по 1889, Николай Гаврилович отбывал в Астрахани ссылку за свою революционную деятельность. Его интересовала общественная жизнь города, и он не оставлял здесь свою литературную работу.
Ссылка Чернышевского стала большим событием в жизни города. В доме, где жил писатель, теперь работает Музей культуры Астрахани. Посетители могут побывать даже в кабинете писателя, преодолев многие десятилетия, что нас разделяют.
ИВАН ВАРВАЦИЙ
Вкладывал в любимую Астрахань не только душу, но и немалые средства
Иван Варваций — он же Иоаннис Варвакис — известен как торговец и промышленник, прозванный «великим благотворителем Астрахани и юга России».
Варвакис родился на острове Псаре в Эгейском море. В 1770 году он решил присоединиться к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции, которая проходила во время русско-турецкой войны. Вчерашний пират проявил себя в Чесменской морской битве, оказав помощь российскому флоту. Ему пожаловали чин поручика и приняли на службу. А затем он с помощью графа Потемкина встретился с императрицей Екатериной II. Правительница отправила Варвакиса в Астрахань, чтобы развивать торговые пути по Каспию. Ему были дарованы тысяча червонцев и право беспошлинной торговли на 10 лет. Здесь он занимался торговлей рыбой и солью и стал одним из самых богатых людей города.
В 1789 году Варвакис был принят в подданство России и сменил имя на русский манер — Иван Андреевич Варваций. В Астрахани он жил до 1813 года, затем уехал в Таганрог, а в 1823 году вернулся на родину, в Грецию, где умер спустя два года.
По подсчетам, Варваций пожертвовал Астрахани около 3,5 миллионов рублей. На его средства в 1813 году была построена вторая по счету колокольня астраханского кремля. Автором проекта был архитектор Луиджи Руска. К сожалению, колокольня не сохранилась до нашего времени. Во время эпидемии чумы Варваций построил каменную больницу на 50 человек и Тихвинскую церковь при ней.
По желанию Варвация и на его деньги был построен канал, соединивший Волгу и реку Кутум, а также четыре моста через него и набережная. Кстати, один из мостов по-прежнему носит имя Варвациевского (ул. Кирова/Набережная 1-го Мая).
АЛЕКСАНДР ДЮМА
Добавил французских акцентов Астрахани и прославил ее на весь мир, написал книгу
За всю историю наш город посещало немало интересных и выдающихся людей – среди них и знаменитый автор «Трех мушкетеров» Александр Дюма. Он прибыл сюда на пароходе «Нахимов» в октябре 1858 года. Об этом визите было упомянуто в «Астраханских губернских ведомостях».
Позднее в книге «Из Парижа в Астрахань» писатель отведет около ста страниц своим приключениям в наших краях. Он отмечал широкое гостеприимство здешних купцов и чиновников. Писатель остановился в доме Александра Сапожникова – богатейшего промышленника и мецената. Этот дом Дюма назовет самым красивым во всем городе.
«Я не сказал бы, что нас проводили в нашу квартиру, нет; русские понимают гостеприимство гораздо шире: весь дом был для нас…», – писал он.
Почетного гостя принимал у себя и Бернгард Струве – астраханский губернатор, сын выдающегося российского астронома. Писатель также провел два дня в имении калмыцкого князя Тюменя, куда отправился на пароходе «Верблюд» вверх по Волге. Кроме того, будучи большим гурманом, Дюма отведал и знаменитых астраханских арбузов – отметив, что они ничуть не хуже херсонских и крымских, хотя стоят гораздо дешевле.
Женщины-астраханки также произвели на французского литератора большое впечатление:
«Судя по платьям, по книгам, которые они читают, по спектаклям, по музыке, женщины здесь отстают от Франции не более чем на месяц-два. Беседовали о поэзии, о романах, об опере, о Мейербере, Гюго, Бальзаке, Альфреде де Мюссе, как если бы мы сидели не то чтобы в мастерской художника, но, уж во всяком случае, в каком-нибудь салоне в предместье Руль или Шоссе д’ Антен».
Кстати, в свой приезд Дюма посетил единственную тогда в Астрахани фотостудию и выслал фото в Париж для журнала «Монте-Кристо», чтобы развеять слухи о своей смерти от чумы.
ВИКТОР ВАЛЬДОВСКИЙ-ВАРГАНЕК
Стал для Астрахани принцем модерна
Виктор Вальдовский-Варганек оставил в Астрахани свой особый, архитектурный, след. Практически за 20 лет работы здесь Вальдовским лично ли или же под его наблюдением был построен не один десяток зданий-шедевров. А главное, Виктор Брониславович стал одним из тех, кто привёз в наш город модерн – архитектурный стиль, активно развивавшийся в конце XIX-начале ХХ века.
Венцом творений Вальдовского-Варганека в Астрахани можно считать здание купеческой биржи (Красная набережная, 1) на стрелке Волги и Кутума, в котором сейчас находится Дворец бракосочетаний.
Изначально Вальдовский не должен был принимать никакого участия в строительстве новой биржи. Был объявлен конкурс: составление проекта здания и сметы заказано трём другим астраханским архитекторам – К.К. Домонтовичу, Ф. Корягину и А.С. Малаховскому. Виктор Брониславович принял участие в конкурсе по собственной инициативе, не получив за это ни копейки – другим архитекторам было заплачено по 200 рублей за работу. При тайном же голосовании лучшим был признан именно проект Вальдовского, по которому и было построено легендарное здание — одно из самых любимых у астраханцев.