145 лет Борису Кустодиеву. Новые факты о художнике-астраханце и его творчестве

Сегодня у всех поклонников творчества Бориса Кустодиева праздник — 145-летие со дня рождения великого художника. 7 марта (23 февраля по старому стилю) он появился на свет в нашем городе, где и открыл в себе талант живописца. По случаю юбилея расскажем несколько интересных историй и фактов о выдающемся астраханце.
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
Мир мог и не узнать такого художника, как Кустодиев. Родившийся в семье священнослужителя, Борис Михайлович тоже готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством.
Начиная с 15 лет, Борис Михайлович брал уроки у Павла Власова, прекрасного педагога и живописца. Будучи уже широко известным и признанным мастером, Кустодиев всегда с благодарностью вспоминал учителя. Павел Алексеевич подготовил начинающего художника для поступления в Императорскую Академию художеств, он же стал его духовным наставником до конца жизни.
В 1925 году Борис Михайлович создает последний портрет учителя, открывшего ему путь в большое искусство. На листе – авторская подпись: «Дорогому Павлу Алексеевичу на добрую память в мой последний приезд в Астрахань. Б. Кустодиев. 8 июня 1925». Слова оказались пророческими: в 1927 году Бориса Михайловича не стало…
Творчеству П.А. Власова посвящен сегодня один из залов дома-музея Кустодиева в Астрахани. Интересно, что основатель Картинной галереи Павел Догадин тоже учился у Власова – рисованию и черчению. Как знать, может, эти уроки внесли свой вклад в увлечение живописью будущего коллекционера.
КУСТОДИЕВСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Кустодиевская коллекция Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина сегодня включает более 200 произведений, связанных с творчеством Бориса Михайловича. С 1958 до 2006 года галерея носила имя Кустодиева, а бюст живописца до сих пор украшает внутренний дворик музея.
ДОМ-МУЗЕЙ
15 мая 2022 года свое 20-летие отметил Дом-музей Бориса Кустодиева — один из филиалов Догадинки. Это удивительное место, где живет творчество и царит невероятная атмосфера…
Старинная усадьба Моисеевых-Злобиных на пересечении улицы Свердлова (бывшая Большая Демидовская) и Калинина (бывшая Воздвиженская, она же Запасная и Царицынская) – во дворе этого дома, в деревянном флигеле, проживала некоторое время семья Кустодиевых, включая Бориса Михайловича.
Постоянная экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве всемирно известного художника. В фондах музея хранится более 200 работ, в числе которых рисунки, скульптуры, личные вещи и документы, принадлежащие художнику и членам его семьи.
ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ
Большой вклад в становление и развитие Дома-музея Б.М. Кустодиева внесла внучка художника — Татьяна Кустодиева (1933-2021), заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения. Татьяна Кирилловна проживала в Санкт-Петербурге, с 1959 года она работала ведущим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, посвятив музею более 60 лет жизни.
О знакомстве с Татьяной Кустодиевой нам рассказывала старший научный сотрудник музея – Власта Ватаман. Свои мысли о том, что Кустодиев – глубокий и масштабный живописец, а не просто певец купеческого и крестьянского быта, как некоторые привыкли думать; что можно показать его с разных сторон и это найдет широкий отклик, Власта Петеровна однажды изложила в своем письме Татьяне Кирилловне. Так и завязалась переписка. А первая встреча случилась благодаря ее поездке в Кострому. Татьяна Кирилловна выразила желание посетить места своего детства, где они отдыхали с бабушкой, супругой Бориса Михайловича.
С этого момента началась дружба между внучкой знаменитого русского художника и астраханским музеем.
Татьяна Кирилловна принимала непосредственное участие в главном направлении работы музея – сохранении исторической памяти великого человека, жившего в нашем городе. Она передала в дар два альбома: в одном хранятся 113 фотографий семьи Кустодиевых, а во втором – рисунки жены художника — Юлии. Эти альбомы экспонируются на различных выставках, где можно не только восхищаться вновь и вновь творчеством художника, но и увидеть кадры из жизни всей его семьи.
В основной экспозиции Дома-музея Б.М. Кустодиева находятся личные вещи и документы из архива семьи Кустодиевых: Диплом о вручении малой золотой медали (медали II класса) художнику Б. Кустодиеву за «Портрет И.Я. Билибина» на международной художественной выставке в Мюнхене. (1901. Оригинал), ювелирное украшение и др. Кроме того, Татьяна Кирилловна передала в библиотеку картинной галереи 8 книг по искусству, автором которых она является.
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА
Одно из самых атмосферных мест в доме-музее Б.М. Кустодиева – воссозданная по фотографии мастерская художника. Ее главная притягательность в том, что именно здесь можно живо представить, как и в какой обстановке работал мастер.
На стенах висят репродукции картин, которые как раз висели в его кабинете. А еще сюда поместили станок для скульптуры: мало кто знает, но Борис Михайлович был не только живописцем.
УВИДЕТЬ КУСТОДИЕВА
В числе самых известных полотен, которые находятся в астраханском собрании, «Пасхальный обряд (Христосование)», «Натюрморт с фазаном» («Омар и фазан»), «Поэзия» и другие.
Не так часто Борис Кустодиев писал натюрморты. Яркий и аппетитный «Натюрморт с фазаном» («Омар и фазан») был создан художником в 1914 году для Отто Виблингера. Как, собственно, и «Поэзия». Первое полотно можно увидеть в астраханском доме-музее художника, а второе — в зале Догадинки.
Отто Виблингер — австрийский коммерсант, живший в Астрахани с 1893 по 1914 годы и страстно любивший искусство. Он собрал уникальную коллекцию, которая впоследствии стала частью собрания Астраханской картинной галереи и Краеведческого музея.
О нем писали газеты. Еще бы: в доме Отто Виблингера разместилась необычная коллекция искусства и антиквариата, шкафы с редкими книгами. Он подружился с местными художниками, помогал проводить их выставки и успел купить работы не только Кустодиева, но также Горюшкина-Сорокопудова и Мальцева.
Летом 1914 года, накануне Первой Мировой войны, коллекционер просто закрыл свой дом… и уехал навсегда. Он покинул Россию, чтобы никогда не возвращаться. Коллекция его осталась в Астрахани, в городской усадьбе, построенной недалеко от главного астраханского рынка – «Большие Исады», по улице Белорусской, 33. Вполне возможно, что отдельные предметы Виблингер нашел именно на «Больших», где торговали купцы из Персии и Бухары, Индии и Армении.
В 1918 году, по инициативе Павла Догадина, часть ее была передана в первый художественный музей, а вторая часть — в астраханский музей-заповедник (старинные предметы вооружения: персидские шлемы, кольчуги и щиты). Коллекцию передавали в присутствии председателя военного совета Людвига Гавра. В состав собрания, носившего прежде всего антикварный характер, входило 34 живописных полотна, скульптура и художественные изделия разных стран и народов.
Основную часть живописного собрания представляли работы художников русской школы, в частности, астраханских художников, и только два автора представляли европейские школы — это Вацлав Мали и Франц Томашу.
ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ
Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника «пришел» в музей из первых рук: картина была приобретена Астраханской картинной галереей в 1973 году у самой Ирины Борисовны.
Не секрет, что дочь Бориса Михайловича была его любимой моделью. Специалисты иногда шутят, что Ирину Кустодиев писал так же часто, как восхищавший его Веласкес – инфанту Маргариту. Целая галерея ее ярких образов создана художником в работах «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907), «Японская кукла» (1908), «Дети в маскарадных костюмах» (1909) и других произведениях. От очаровательных детских портретов по мере взросления дочери Борис Кустодиев переходит к изображению симпатичного подростка – примером может служить картина «Девочка с цветами»(1917).
В последние годы жизни художника Ирина – красивая девушка с золотистыми волосами, голубыми глазами и чудесным цветом кожи. Именно такой она изображена на портрете 1926 года, который находится в собрании Астраханской картинной галереи. Эту работу иногда также называют «Портрет Ирины в синем платье», она считается очень удачной, хотя и нетипичной для художника.
Произведение широко известно. С момента написания портрет участвовал во многих выставках – в Ленинграде, Москве, Астрахани. Как шедевр кустодиевской коллекции, он многократно воспроизведен в искусствоведческой литературе и художественных альбомах.
КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ
Перед вами один из главных шедевров Бориса Кустодиева — картина «Купчиха за чаем». Позировала для всемирно известного полотна Галина Адеркас, первокурсница мединститута, соседка Бориса Михайловича по дому в Петрограде на Введенской улице. При этом Адеркасы относились к нетитулованным дворянам (остзейский дворянский род ливонского происхождения). Описание «модели» оставил в своих воспоминаниях (1973 г.) Н.Л. Бубличенко, ее сверстник и также сосед по дому. Он запомнил ее «стройной, светлой шатенкой с румяным, очаровательным круглым личиком». «А вышла [на картине] первостатейная, дебелая купчиха, но с теми же умными, лучистыми, как и у самой натуры, глазами, и красивая пусть по-кустодиевски пухлая, но красивая и привлекательная». Будучи студенткой, Галина активно участвовала в деятельности по охране общественного порядка. После этого она даже некоторое время даже исполняла должность старшего милиционера Крестоостровской милиции. Во время учебы Галина начинает артистическую карьеру — бросает с 4 курса институт и уезжает в Москву и поступает на учебу в Сокольническую музыкальную школу, где изучала вокальное искусство. В дальнейшем Адеркас выступала в качестве артистки-певицы (из статьи профессора Владимира Перепеченко (г. Вологда) в журнале «Культурная столица»).
Знаменитая картина «Купчиха за чаем» была написана в 1918 году. В настоящее время она находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Этот образ – один из самых узнаваемых в русской живописи. Он же прослеживается в Доме-музее Бориса Кустодиева в Астрахани. Каждая посетительница тоже может почувствовать себя купчихой, оказавшись в тематической фотозоне.
МОСТ. АСТРАХАНЬ. КУСТОДИЕВ

«Мост. Астрахань». 1918 г. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев оставил сравнительно немного работ, посвященных родной Астрахани. Одна из картин написана им в голодном Петрограде в 1918 году. Полупарализованный художник, почти лишенный возможности общения с внешним миром, воскрешает в памяти светлую пору астраханской юности. И на холсте возникает мост через реку Кутум в предзакатный час, и бричка на мосту с бородатым пассажиром, и две девицы, весело беседующие с облокотившимся на парапет кавалером.
Пора юности Кустодиева пришлась на конец XIX века, и это время расцвета Астрахани — крупнейшего на юге страны центра добычи рыбы, торговли. Простой люд знает: в Астрахани не пропадешь, работа всегда найдется и, стало быть, сыт будешь. Южный порт неспроста зовут в народе «баловницей», «балуй-городом». Здесь и рыбы вдоволь, и разных яств, и местное вино, «чихирь», недорого, но голову приятно кружит… (из статьи Аркадия Кудри)
НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО
Из-за болезни Кустодиев не мог ходить последние 11 лет своей жизни, но продолжал работать, сидя в инвалидном кресле. На многих его картинах в этот период присутствует неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник.
ЖЕНА И МУЗА
На протяжении всего творчества Кустодиев пишет свою горячо любимую жену. Портреты супруги – это особая тема, поскольку работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся с ним и в радости, и в горе. Она была его музой, подругой, советчицей, помощницей.
ДРУЖБА С ШАЛЯПИНЫМ
Художник и оперный певец высоко оценивали творчество друг друга ещё до своего личного знакомства. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Кустодиев согласился, хотя к тому времени передвигался только в инвалидной коляске из-за паралича ног вследствие тяжёлой болезни. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках. Борис Михайлович с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет».
Как следствие, художник-астраханец написал один из самых известных портретов Шаляпина. Портрет создавался в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Шаляпин даже брал весомое полотно с собой в разъезды.
В то же время портрет нравился и самому Кустодиеву, вложившему в него много душевных и физических сил. Художник долгое время жил думами о выполненной работе и в 1922 году создал для себя копию картины, авторское повторение портрета в уменьшенном формате. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах.
Интересно, что в низу полотна у подножья склона, где стоит артист, художник изобразил себя с женой и дочерью.