5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»
Наше путешествие в XVIII век
История Астраханской Догадинки началась более 100 лет назад, а многие полотна Картинной галереи были созданы гораздо раньше. Сегодня мы представляем вам подборку из 5 самых старинных картин в собрании музея.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)
Портрет императрицы Марии Фёдоровны (после 1797)

(Изображение АГКГ Ж-350)
Владимир Боровиковский – один из крупнейших русских художников второй половины XVIII – первой половины XIX века, мастер портретной, религиозной и исторической живописи. Своим восхождением на вершину русского искусства последней четверти XVIII века он обязан императрице Екатерине Великой, у которой пользовался большим признанием и уважением. В 1787 году Екатерина, остановившись в Миргороде во время путешествия на юг России, восторженно отозвалась о картинах с аллегорическими сценами с участием императорских особ, которыми были украшены интерьеры её временной резиденции. Императрица советовала художнику ехать в Петербург. В 1788 году он переехал в столицу, но поступить в Академию художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.
Особое место в творчестве Боровиковского занимали женские портреты, в которых художник мастерски передавал внутренний мир моделей со всеми переживаниями и многообразием сокровенных чувств. В экспозиции Астраханской картинной галереи находится портрет императрицы Марии Фёдоровны, созданный, предположительно, в период с 1796 по 1801 годы.
На портрете изображена Мария Фёдоровна Романова, урождённая София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, вторая жена императора Павла I, мать Александра I и Николая I. Став великой княгиней, а впоследствии императрицей Российской империи, она снискала любовь и уважение в великосветских кругах. Её стараниями были учреждены Императорское человеколюбивое общество, Императорский клинический повивальный институт и другие благотворительные учреждения.
Портрет Марии Фёдоровны поступил в собрание Астраханской картинной галереи в 1927 году из Центрального хранилища государственного музейного фонда. Ранее он находился в Цветковской картинной галерее, действовавшей в Москве в период с 1909 по 1926 годы.
Неизвестный художник
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761)
(копия с работы Луи Каравака)

(Изображение АГКГ Ж-207)
Одним из монументальных произведений в собрании живописи XVIII века является портрет императрицы Елизаветы Петровны, выполненный неизвестным художником с работы Луи Каравака. Портрет поступил в Астраханскую картинную галерею в 1918 году из клуба Астраханского дворянского собрания.
Портрет выполнен в традициях европейского парадного портрета. Императрица изображена в коронационном платье с атрибутами царской власти. В левой руке она держит скипетр, справа на бархатной подушечке лежит держава. Величественный и возвышенный вид Елизаветы, её гордый и спокойный взгляд, кажется, говорят зрителям сквозь столетия: «L’etat c’est moi», что значит «Государство – это я».
На портрете мы видим самодержицу, достойную продолжательницу славных дел своего отца. Её восшествие на российский престол было встречено с ликованием, так как ознаменовало собой окончание жёстких кровопролитных лет бироновщины. «Мы славу дщери зрим Петровой. Зарёй торжеств светящу новой», — восторженно написал Михаил Ломоносов в день коронации императрицы.
Главным достижением политики Елизаветы в сфере культуры и искусства стало открытие в 1757 году Императорской Академии художеств, о создании которой мечтал ещё Пётр I и которая на долгое время стала законодателем тенденций в искусстве.
Неизвестный художник круга Фёдора Рокотова
Портрет графа П.Б. Шереметева
(Вторая половина XVIII века)

(Изображение АГКГ Ж-170)
На портрете изображён граф Пётр Борисович Шереметев (1713-1788) – сын фельдмаршала Шереметева, московский губернский предводитель дворянства. Пётр Шереметев был известным любителем и покровителем искусств. Он создал крепостной театр, балетную и живописную школу. Его портретная галерея, располагавшаяся в интерьерах усадьбы Кусково, была, вероятно, лучшей в России XVIII века.
Портрет выполнен в художественной манере, свойственной «московскому» периоду творчества выдающегося портретиста XVIII-начала XIX веков Фёдора Рокотова, возможно, одним из его последователей. В нём нет показной вычурной парадности, характерной для петербургских церемониальных портретов. Большую долю внимания художник уделяет лицу, выражению глаз модели, что придаёт портрету некую камерность и, возможно, свидетельствует о личном знакомстве автора с портретируемым.
Портрет Шереметева поступил в собрание Астраханской картинной галереи в 1938 году из фонда Государственного Русского музея.
Шарль Симоно (около 1639/45 — 1728)
Сражение под Полтавой.
1720-е.

(Изображение АГКГ Г-211)
В собрании зарубежной гравюры в Астраханской картинной галерее особое место занимает серия офортов французской школы первой половины XIX века с рисунков Пьера Дени Мартена Младшего, изображающих ключевые сражения Северной войны (1700-1721).
В 1726 году Пьер Дени Мартен Младший создал по заказу Петра I монументальное полотно «Полтавский бой», а французский офортист Шарль Симоно выполнил гравюру с этой картины. В следующем году для иллюстрирования третьего варианта «Книги Марсовой» — фундаментальной хроники Северной войны в Санкт-Петербургской типографии — были выполнены копии с гравюры. По замыслу начальника типографии Михаила Аврамова, гравюры должны быть не просто иллюстрациями, а служить основой всей книги.
Стоит признать, что искусство гравюры в России XVIII века находилось на стадии зарождения и во многом уступало по качеству исполнения произведениям западноевропейских мастеров офорта. И именно французские и голландские граверы, работавшие в России по приглашению Петра I, придававшему этому виду искусства особое значение, заложили основу русской гравюры.
Цветной офорт «Сражение под Полтавой», поступивший в собрание Астраханской картинной галереи в 1919 году, изображает одно из ключевых сражений Северной войны (1700-1721). Полтавская битва произошла 27 июня (8 июля) 1709 года и завершилась решительной победой русской армии под командованием Петра I над сильным войском шведского короля Карла XII.
Никколо Бамбини (1651-1736)
Аллегория

(Изображение АГКГ Ж-193)
Никколо Бамбини – итальянский художник, представитель позднего Ренессанса и раннего барокко. Большая часть его творческой биографии связана с Венецией и Венето, где он работал в качестве художника-оформителя интерьеров дворцов и вилл.
Большинство произведений Бамбини находится в Италии. Астраханская картинная галерея – один из немногих российских художественных музеев, где представлено творчество мастера.
В экспозиции отдела зарубежного искусства находится его работа «Аллегория», ранее находившаяся в частной коллекции астраханских рыбопромышленников Сапожниковых.