Алена Рыжова: «Любимый снимок — это тот, который еще не сделан»
По следам открывшейся фотовыставки
О сезоне на коленках, пользе телевика и съемке из укрытия — в нашем материале.
Снежная погода воцарилась в выставочном зале Театра оперы и балета – здесь открылась выставка фотокартин, посвященная чудесным мгновениям астраханской зимы.
«Астрахань новогодняя»
Недаром выставка получила такое праздничное название: она показывает зрителям город, окутанный красками всеми любимого зимнего события. Заснеженный кремль, здания в неоновых огнях, зимний закат на Волге… Выставка – еще одно место, где можно найти новогоднее настроение.
Более 40 работ представили четырнадцать фотохудожников, в их числе: Алена Рыжова, Евгений Полонский, Диана Арье, Антон Юзбашев, Наталия Захарова и др.
Автором проекта выступила сама астраханская фотохудожница – Алена Рыжова. Уже более 10 лет увлеченная фотографией и влюбленная в Астрахань, она дарит нам потрясающие кадры нашего города. Особый вклад Алена внесла в создание снимков уникальной природы нашего региона. Но об этом подробнее она сейчас расскажет сама – в нашем интервью.
— Как зародилась идея открыть выставку о зиме?
— Все работы здесь посвящены именно настоящей зиме. Астрахань — город южный, и снег — явление здесь недолговечное. А на этой выставке работы посвящены снегу, зимним забавам, воспоминаниям из детства. Я благодарна за отклик и такое отношение фотографов: отозвались, оперативно прислали самые лучшие работы. Благодарна Театру оперы и балета за их помощь в организации выставки. Каждый год в декабре меня распирает от того, что я хочу что-то созидать, я люблю созидать. Сначала мне предложили персональную выставку, но никто уже так не делает: сейчас открывают коллективные выставки — когда собираются фотографы не только ради того, что они выставили свои фотографии, а именно для общения, обмена какими-то эмоциями.
— Как вы ощущаете себя в этой компании фотографов?
— Мы все как одна семья! Здесь именно художественные фотоработы, которые представили именно фотохудожники. Это тонкие, творческие натуры, которые ищут моменты. Они переживают их. Из миллиона фотографий здесь — одна, лучшая за весь сезон.
— Как же выбрать одну из миллиона?
— Это приходит с опытом – внутреннее чутьё. Для автора важно, чтобы его работа имела отклик у зрителя. Творческий человек хочет похвалы, хочет своего зрителя. Так зарождается особая эмоциональная связь – энергетика, которой ты обмениваешься. Поэтому здесь есть кадр из миллиона. Автор делает вывод, что снимок понравится его зрителю. Мой зритель ориентирован больше на открыточную фотографию. Но зритель разный! С годами, с опытом приходит это чутье, когда понимаешь, что вот этот кадр понравится. Кадр должен быть художественным, нести какую-то информацию и он должен смотреться. Мы все знаем о золотом сечении, но важно понимать, что кадр должен быть гармоничным. Это все опыт.
— Каждый ли снимок должен иметь какой-то сюжет или все-таки достаточно просто снять капельку росы?
— Интересный вопрос. Иногда зритель хочет просто отдыхающих, красивых картинок, над которыми не надо думать. Фотографии по предназначению могут быть разными. Но здесь пытаешься совместить два пункта: художественность снимка и его предысторию. На выставке есть мой ранний снимок, снятый лет 10 назад на очень примитивную технику. Здесь раскрыта история: снегопад, бабушка ведет внука. Откуда она его ведет, о чем они разговаривают? У снимка есть история и в то же время его нельзя назвать репортажным, он художественный. Фотошопа здесь ни грамма нет. Все снято с объектива и с фотоаппарата.
В этот самый момент мы не можем не прерваться, потому что снимки Алены даже с большого расстояния легко определить – они обладают особым стилем. Будто созданные пастельной краской, фотокартины открывают пейзажные виды, от которых трудно оторваться.
— Как вы добиваетесь такого эффекта без обработки фотографии?
— Это телевик. Есть разные объективы на фотоаппараты: портретники, макро, телеобъективы. Телеобъектив — телевик — на большом расстоянии от объекта, при приближении дает такой эффект. Когда можно было летать, я использовала для съемки видов сверху свой профессиональный квадрокоптер. Встаешь с утра – снег. И решаешь над любимым кремлем полетать… У меня микро- и широкоформатные объективы для съемки пейзажа. А портретников у меня нет, потому что людей я не фотографирую. Меня все знают как дикого фотографа. У меня есть большие объективы для фотосъемки животных — к животным и птицам на близкое расстояние не подойдешь. Для того, чтобы раскрыть именно поведенческие качества представителей животного мира, фотограф не должен им мешать, снимать надо с большого расстояния. Есть у меня огромный объектив, три с лишним килограмма весит.
— Как же вы в укрытии сидите с такой тяжелой техникой?
— Сижу порой целый день, — мы изумленно округляем глаза, но Алена спешит успокоить: — Это все выдержка. И это интересно! У меня есть скрадки, маскировочные костюмы, чтобы оставаться незаметной.
— Как началось это хобби и как вы его подпитываете на протяжении стольких лет?
— Это затягивает. Началось все лет 14 назад, когда мы купили обычный фотоаппарат для домашней съемки. Я вышла в сад поснимать кузнечиков, бабочек. Меня это так увлекло! Спустя полгода отправила фото на конкурс в Москву, после чего пришел ответ: «Вы финалист фотовыставки «Дикая природа России». Я была в шоке: что такого в той фотографии разглядели? Все мои родственники — творческие люди. Сейчас понимаю: у меня врожденное чувство композиции, я сразу вижу кадр. Я решила развиваться, поехала в Москву, после открытия той выставки меня все узнали, я стала много общаться, дальше – больше. И я захотела технику: инструмент нужен. Когда у тебя большая палитра красок, ты можешь рисовать картины еще лучше. Так же и с фотографией: с другим инструментом ты будешь добиваться большего результата. Я купила себе первый телевик. Потекло-поехало: участие в выставках, дружба с Астраханским биосферным заповедником, с заповедниками по России, выставки в разных городах страны. Приняла участие в 15 издательских проектах об Астрахани. За эти годы меня узнали как фотографа. Я снимаю без вычурности — открыточное, праздничное.
— Участие в каких проектах наиболее запомнилось?
— В том году участвовала в проекте, посвященном объектам культурного наследия — «Астрахань купеческая». Тогда же вышел альбом АГУ, посвященный Астрахани. Февраль этого года – фестиваль природы «Первозданная Россия». Для меня участие в этом проекте уже традиционно. Центральный дом художников, Москва, самый масштабный фестиваль в стране… Все дикие фотографы мечтают на него попасть. Если ты туда попал, ты оказался в высшей лиге: просто так, без таланта и каких-либо качеств туда не пробиться. Участие в фестивале — это еще и встреча с моими соратниками, собратьями по фотооружию, незабываемые впечатления. Около 40 моих работ с изображением нашего города висят в Азербайджане, в астраханском представительстве. Сейчас плодотворно сотрудничаю с Казахстаном. Недавно у них вышло издание о природе степей, в котором содержатся мои фотографии астраханских сайгаков.
— Расскажите поподробнее про укрытие.
— Я одиночка, езжу чаще всего на съемки одна. На природе я с детства: выросла в деревне, в Ярославской области. Деревня была на болотах, в глухих лесах. Благодаря близости с природой с раннего детства я по звуку могу определить, что и где происходит. Я кайфую, когда я одна. Когда я выезжаю с другими фотографами, у меня может вообще ничего не получиться, потому что все свои эмоции расходую на них. Когда я езжу одна, я просто растворяюсь в природе. Доходило до того, что мои модели – животные, птицы – привыкали ко мне до такой степени, что уже ни скрадок, ни мои маскировочные костюмы были не нужны. Сова сидит на ветке, я могу подойти к ней и погладить. Она не улетает. Это взаимосвязь с природой, она подпитывает. Природа — совсем другой мир.
— Чем, на ваш взгляд, отличается наша природа от других регионов?
— В Пензенском заповеднике, например, лесные птички. Их полно и в Москве, но там есть олень, косули. У нас, конечно, нет ни оленя, ни косули, зато у нас сайгаки! У нас природа больше краснокнижная. В Астраханской области видов редких больше, чем где бы то ни было, такое скопление большого количества уникального биоразнообразия! Вот этим и привлекает наш регион множество фотографов. Они знают, что снимут здесь что-то уникальное. Не смотря на то, что некоторые говорят, что у нас степи, речка, да два деревца, на самом деле у нас много чего замечательного, редкого. И пески, и степи, и галерейные леса, и заповедник, и взморье. Наша природа в себе все сочетает. В заповеднике, как в Амазонке: лианы свисают с деревьев. От заповедника — час до города, еще час до барханов — и ты уже в пустыне. Все такое разнообразное!
— С вашей любовью к природе трудно выделить любимчиков в мире животных?
— Больше всего люблю птиц. Я зимой их кормлю: покупаю мешками семечки, засыпаю сразу в три кормушки. Всю зиму они со мной, уже требуют еды стуком в окно. Я люблю сов, они — проводники в потусторонний мир. В нашем крае четыре вида совы, все они такие разные. В птицах привлекают повадки, их взаимодействие друг с другом. Есть птицы-одиночки, есть птицы стайные. Это очень интересно!
— У фотографа есть фотосезон?
— Все начинается с апреля, когда зацветают степи — вот тогда у фотографов стартует «сезон на коленках». С этого момента нас не видно: ползаем по степи и выискиваем цветочки, букашек, птичек. Более-менее приходим в себя к ноябрю.
— Как домочадцы относятся к исчезновению мамы?
— Вообще, в хобби фотографа нереально выискать что-то плохое. Относятся с пониманием, потому что маме нужно отдохнуть душой.
— А у вас из миллиона есть любимый снимок?
— Самый любимый снимок — это тот, который еще не сделан. Но здесь, на выставке у меня любимый кот, который выглядывает с улицы Советской. И фотография места, где я живу: мой дом выходит на реку, я здесь бываю часто, провожаю закаты, сажусь на этот мостик и просто отдыхаю.
Мы не можем сказать, что вот так просто можно стать отличным фотографом, потому что иметь первоклассную технику все-таки только полдела. Необходимо чутьё, как сказала Алена, нужно уметь видеть кадр, чувствовать свою модель, любить свое хобби и отдаваться этому делу всецело, с душой. А пока мы не побежали пробовать снимать астраханские пейзажи, насладимся красотой нашего города на фотокартинах, представленных на выставке «Астрахань новогодняя». Кстати, посетить ее можно до 20 января.
П.С.: Признайтесь, вы тоже задумались о поездке на весеннюю фотосъемку в нашей красивой степи?
Беседовала Наталья Соболева