Анна Максакова: мастер перевоплощений из Астраханского ТЮЗа
Наше фотоинтервью с актрисой
Очень часто в нашу квARTиру (это творческое пространство AstraKult) заглядывают интересные люди, с которыми мы не просто знакомимся, а начинаем дружить. Так, актриса Астраханского ТЮЗа Анна Максакова является постоянным участником книжных обсуждений в «Большом ТОМе» (это наш уютный книжный клуб). А ещё она никогда не отказывает нам в реализации любых АстраКультовских идей. Провести фотоинтервью в разных сценических образах? Легко!
А что из этого получилось? Читайте и смотрите одновременно.
— Анна, нам интересно, почему вы решили стать актрисой? Это было детской мечтой?
— Скорее всего. В моем детстве все взрослые говорили мне, что я буду актрисой. Артистизм, наверное, взрывался фонтаном в то время. Я постоянно развлекала детей своего возраста разными играми. Вот оно и аниматорство (улыбается). Правда, мама всячески пресекала эти мои игры. Говорила, что буду играть роль форточки. Это, кстати, из советского фильма «Карнавал», про героиню Ирины Муравьевой — что-то отрицательное и нарицательное. Но время и обстоятельства расставили все по своим местам. Я очень счастлива в этой профессии и развиваюсь дальше.
— Вы закончили Астраханское училище культуры. А какие самые яркие воспоминания о той поре? Первые выступления, к примеру.
— Студенчество, как у всех, связано с приятными эмоциями и курьезными случаями. Немного оперившись и выучив несколько танцев — среди них танец слоненка и вальс — решила с одногруппниками подработать. Как раз требовались молодые люди для танцев в кафе. И вот мы, разбившись на пары, отправились туда, думая найти подработку. Хозяина на месте не было, и мы стали с упоением все рассказывать официанткам. Им же показали, как танцуем вальс. И потом одна сердобольная работница бара говорит: «Ребята, это стриптиз-бар!». Вот такая история (смеётся). А вообще нам повезло, во время учебы мы участвовали во всех массовых праздниках города.
Ну а в спектакли из идущего репертуара ТЮЗа ребят стали брать со второго курса — в массовку. Первый наш крупный спектакль в театре, для которого нас и обучили вальсу — это «Щелкунчик» режиссера Валерия Яковлевича Александрушкина.
— Наверное, уже тогда решили стать именно актрисой ТЮЗа?
— Да, с первых же ролей полюбила этот театр. А начиналось все с постановки «Сказка о царе Салтане» — это был наш дипломный спектакль и вместе с тем репертуарный спектакль ТЮЗа. Первый состав — артисты театра, а второй — мы, выпускники. И у меня была главная роль — играла Царевну-Лебедь. После этой роли меня заметили и по окончании актерского отделения взяли в труппу. С тех пор роли с птицами приносят мне удачу. Так получилось, что они мне по-особенному даются.
— Означает ли это, что роли птиц — самые любимые у вас?
— Не только они. Самые любимые, как бы банально это не звучало, все роли. Как можно не любить Констанцию в «Забавном случае», Зинаиду в «Не покидай меня», Керенейскую лань в «Жил-был Геракл», или эту эксцентричную особу в спектакле «О хороших, в сущности, людях»? Да и Бабу-Ягу в «Морозко», наконец?!
— Вы сейчас перечислили взрослые и детские спектакли — безусловно, это специфика вашей работы в ТЮЗе. А сами актеры чувствуют разницу, когда выступают перед такой разной публикой?
— Какой-то особой разницы мы не чувствуем. Самое главное — одинаково добросовестно выполнять свою работу во всех спектаклях. Кстати, на наши детские постановки часто приходят семьями, и взрослые тоже с удовольствием смотрят детские спектакли — что очень приятно.
— Вы всегда довольны своей работой на сцене или в вас живет самоед?
— По-разному. Театр — это живое искусство и коллективное. Делаю все, что зависит от меня.
— Ну а на какие роли точно бы не согласились, например?
— Хорошо, что мы не в столице живем. Неприличное и шокирующее на нашей сцене не ставится. Нам такое не предлагается и даже не предусматривается (улыбается). Ведь мы, тюзовцы, несём в жизнь нравственное начало, эстетику жизни и оплот морали. Как бы пафосно не звучало.
— Вы уже упомянули прекрасный спектакль ТЮЗа «О хороших, в сущности, людях» режиссера Андрея Радочинского. У вас там очень яркая роль — вернее, сразу три роли, за которые вы получили высокую награду СТД из рук его астраханского председателя Юрия Кочеткова. Ну… и спецприз от АстраКульта в виде рейтинга самых неожиданных перевоплощений от астраханских актеров:) Так вот, рассуждая о своей игре в том самом спектакле, вы тогда сказали, что это всего лишь краска на палитре режиссера. Очень интересная и яркая метафора! А как вообще работается с Радочинским, расскажите поподробнее. Признаемся — мы его большие фанаты.
— Работать с ним очень интересно. Андрей Николаевич — разносторонний человек, и как режиссер он необыкновенная личность. Он вместе с нами разминает материал. У него всегда есть свое видение, но в моменте работы с нами все это будто заново рождается. И мы все будто соучастники его творчества. Это всегда интересно и захватывающе. Радочинский очень бережно подходит к всеобщему творчеству, слушает внимательно каждого, но в то же время дополняет и, если необходимо, проявляет строгость руководителя процесса. Это можно отнести не только к данному спектаклю, но и ко всем его постановкам.
— Влияние режиссера, наверное, очень велико для артиста. А были литературные произведения или конкретные авторы, которые сформировали ваш театральный вкус и тоже оказали влияние как на актрису.
— В этом плане я абсолютно всеядна. Сложно выбрать самое-самое. Что мне встречается в процессе жизни, то не пропускаю. Все мной впитывается, как в губку. И всегда очень интересно понять и прожить опыт писателей и его персонажей. Рада очень, что попала в ваш книжный клуб «Большой ТОМ». Книга в месяц — это хороший результат, воспитывающий полезную привычку. К тому же, обсуждение прочитанного формирует правильную речь, пополняет словарный запас, расширяет кругозор. Как говорится: «В умной беседе и ума наберешься».
— В вашей работе внешность – очень важная составляющая, требующая постоянного самоконтроля. Скажите, у вас есть несколько правил «красоты», которые вы неизменно соблюдаете?
— Самоконтроль здесь обязателен. Мы же хорошо знаем, что костюмы к спектаклям шьются не на один сезон, а некоторые используются очень длительное время. Потому массу тела нужно поддерживать в одной категории, иначе в костюм можно и не влезть. Еще актёр должен быть в хорошей физической форме, чтобы выполнять поставленные режиссером задачи. В общем, если я чувствую, что начинаю поправляться, сразу перехожу на гречку. Это и польза, и тело от такой диеты быстро приходит в форму. Кроме того, уже несколько лет занимаюсь восточными танцами у Марии Николаевны Виноградовой — руководителя ансамбля «Мерцана». Танцы воспитывают мое тело и эстетику движения, дают пластичность и тренируют мозг. Сейчас еще стала посещать бассейн, стараюсь преодолеть свой страх воды. Ну и несомненная польза для здоровья.
— И не можем не спросить: как вы решились на резкую смену прически? И как отреагировали ваши коллеги на новый образ?
— А вот со сменой образа получилось немного трагично. Вообще не думала отрезать свои волосы. Но переболев ковидом, с ними пришлось проститься… Вернее, простились они со мной. Моя потеря 21 года. Коллеги и близкие люди поддержали меня. Сказали: «волосы не зубы, отрастут». Так что я их снова отращиваю, хотя все говорят, что новая стрижка мне к лицу.
— А теперь давайте поговорим о вашем прекрасном увлечении — вы рисуете и создаете необычные коллажи. С чего же все началось?
— Рисованием я стала заниматься, можно сказать, внезапно — в 2018 году, после большого стресса. Начала рисовать свои эмоциональные состояния, чтобы лучше понять себя и восстановиться. И по сей день занимаюсь этим, только в разных ипостасях: например, коллажи и мусорное искусство. Рукотворное и живописное творчество лечит меня. Получается, что творчество — это и актерство, и живопись, и познание себя и мира вокруг.
— У вас даже была выставка — это большое признание. Есть уже дальнейшие планы?
— Да, выставка в театре оперы и балета, которая затем перекочевала в Театр юного зрителя. Достаточное количество времени она была представлена зрителю. Сейчас картины упакованы и лежат дома. Что с ними будет дальше, пока не знаю. Что-то я продала, что-то подарила. Продолжу ли я рисовать или найду новую забаву, которая делает меня счастливой, пока тоже не знаю. Мусорное искусство долго меня развлекало. Хорошо, что мусор есть везде. И люди меня благополучно им одаривают (улыбается). Многое, что в обыденной жизни кажется мусором, в коллажах находит себе место: кора дерева, кофе, газеты… Если наберу достаточное количество картин, то вновь устрою выставку в Театре оперы и балета. Меня там ждут с новыми работами уже в марте.
— Здорово! Ну а на первом месте все равно остается театр?
— Безусловно! Это самое любимое дело. Театр — мой дом. И мои коллеги — это практически родные люди. Столько лет рядом, бок о бок каждый день.
— И напоследок, ваши слова напутствия для начинающих артистов.
— У каждого свой путь и опыт. Как говорят психологи, чужие советы нарушают личные границы. Я лично не знаю, как учиться на чужом опыте и чужих ошибках. Это точно не про меня. Желаю только испытывать все свои переживания и чувства. Ведь они обогащают жизнь, и, как следствие, багаж актера.
Беседовала Малика Родина