«Диалектика» о детских чувствах…
…или зачем нужны спектакли о войне
На сцене театра «Диалектика» идет спектакль «Птички». Это, прежде всего, постановка о детских чувствах, а потом уже об ужасах войны. Она — о простых истинах, сказанных устами несовершеннолетних.
В основу легли фрагменты книги «Последние свидетели» Нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич. Режиссер действа – Оксана Половинка (выпускница Театрального института им. Б. Щукина). Хотя назвать это действием сложно. Как таковых движений в спектакле немного. Но это не умоляет его достоинств, а наоборот — придает свою изюминку. Постановка больше похожа на диалог-воспоминание. При этом каждое воспоминание связано с каким-то конкретным предметом: куклой, металлическим чайником и т.д.
Сценография, как и движения, не многочисленна, но многословна. На веревке, протянутой через всю сцену, женщина в черной одежде (Галина Лавриненко) развешивает детские фотографии. Эта сцена напоминает нотный стан, на котором появляются ноты. Однако из музыки в постановке только одна мелодия без слов. При этом она звучит так естественно, что ее вовсе и не замечаешь.
Когда начинается монолог этой одинокой женщины, понимаешь, что она символизирует собой то ли мать, скорбящую о покалеченных войной судьбах детей, то ли плакальщицу, оплакивающую погибших мальчишек и девчонок.
Представляя каждого ребенка, она снимает его фото и рассказывает его судьбу от первого лица, пытаясь пережить его страдания. Несбывшиеся мечты, постоянный голод, непрекращающееся желание увидеть маму – вот главные аспекты жизни детей 1940-х гг. При этом слова «мама» и «смерть» звучат абсолютно в каждой истории. Невольно от расположенных в детских воспоминаниях рядом этих слов у зрителя появляются мурашки, переходящие в неприятную дурноту.
Еще одна примечательная особенность оформления спектакля – это песок. Во-первых, он исполняет роль сцены, на которой расположены стул, стремянка, комод. Во-вторых, истории, озвученные устами Галины Лавриненко, как бы оставляют следы на песке. Одновременно с этим, возможно, режиссер намекает на то, что теперь мы ходим по земле, омытой страданиями, слезами, кровью детей-персонажей спектакля.
Стоит отметить, что и фотографии с портретами мальчишек и девчонок к концу действа исчезают так же стремительно, как и появлялись в начале спектакля. Снимки, закрепленные на веревке прищепками, действительно чем-то напоминают птичек. Они «улетают» точно так же, как и воспоминания с течением времени. Наверное, таким образом создатели спектакли хотели подчеркнуть, что новым поколениям нужно не забывать слова этих детей, поймать их как птичек, и беречь. Ведь не зря же женщина в черном все фотографии раздает зрителям.
Каролина Виноградская