50 оттенков малахита
Уральские истории ожили на сцене ТЮЗа
Зеленый, как малахит, цвет спектакля «Хозяйка медной горы» сразу бросается в глаза. Женские костюмы, переливающиеся драгоценные камни, световое оформление — все переносит астраханского зрителя на родину знаменитого минерала. Режиссер постановки – заслуженный деятель искусств России Юрий Пахомов (Брянский ТЮЗ) – взял за основу спектакля сразу два сказа Павла Бажова: одноименную историю о владелице несменных богатств и «Малахитовую шкатулку».
Одна из особенностей театрального действа — в повествовании, большая часть которого ведется от третьего лица. Возможно, это отсылка к тому, что оба произведения Павла Бажова написаны в форме сказа. Отчасти поэтому первыми зритель видит трех сказительниц (Марина Захарова, Анна Максакова, Анна Казакова). Под сопровождение слайд-шоу они рассказывают историю о «Малахитовой шкатулке» — она же своеобразное послесловие к основному действию «Хозяйки медной горы».
Речь сказительниц похожа на титры, благодаря которым мы узнаем о ключевых моментах в жизни героев. Параллели, проводимые режиссером из «Малахитовой шкатулки» к основному повествованию о рабочем парне Степане (Александр Ботяновский) и Хозяйке драгоценных залежей (Виктория Яхтина), помогают зрителю сделать вывод о том, что в итоге происходит с семьей главного героя. Однако не совсем понятно, почему и Степан, и Хозяйка, а также другие персонажи говорят о себе в третьем лице.
Несмотря на это задумка с тремя сказительницами оказалась очень удачной. Сразу окунаешься в детство, когда родители читали тебе перед сном сказки. Стоит отметить, что эти три девушки также служат прекрасной «озвучкой». Имитируя своими голосами шум ветра, кукование кукушки и другие природные звуки, они помогают зрителю развить свою фантазию и додумать те декорации, которых на сцене нет.
Что касается сценографии, то она отличается своей яркостью. Двигающиеся и переливающиеся на свету каменные глыбы погружают посетителей театра в пещерные дебри – в царство Хозяйки медной горы. Заслуживает внимание и костюм героини. В зеленом до пола платье, обрамленном блестками, она становится похожей на царевну. В такой же наряд одета и ее тень (Наталья Захарова). Яркие, словно драгоценные, камни и ящерки, слуги Хозяйки. Девушки исполняющие эти роли (Ванда Блинова, Елена Фоменко, Екатерина Снегирева, Екатерина Якшина, Ксения Горбачева, Лия Альмяшева), извиваясь около Степана, похожи на нить бус из малахитовой шкатулки, нежели на пресмыкающихся.
Наравне с этой яркой и блестящей красотой как-то совсем просто и блекло смотрится жизнь изробленного (Валентин Крылов) и рабочих (Михаил Цепляев, Иван Быков, Евгений Пшеничный, Андрей Киевский, Михаил Зворыкин), которыми заправляют надсмотрщик (Михаил Сабитов), приказчик (Константин Хахлев), барин (Станислав Журавлев). Однако сцены быта, а именно — свидание Степана (Александра Ботяновского) с Настасьей (Наталья Захарова) и их небольшого домика в конце спектакля, придают уюта постановке. Смотря на героиню Натальи Захаровой, которая также играет и тень Хозяйки медной горы, возникает мысль, что для персонажа Александра Ботяновского она так и осталась какой-то копией сказочной владелицы несметных богатств. Даже при наличии детей.