Театр в музее: «Периферия» ставит новые эксперименты
По следам иммерсивных спектаклей
Что мы знаем о художниках, поэтах и музыкантах, родившихся в Астрахани и принесших известность региону далеко за пределами России? Этим вопросом задался театр «Периферия». Размышления вылились в проект «Мы – наследники великого прошлого», результатом которого стала серия иммерсивных спектаклей. Их премьеры состоялись в начале июля.
Кустодиев глазами жены
Импровизированной сценой для постановки «И мглой волнистою покрыты небеса» послужило пространство Дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева. Ведь именно ему посвящен первый из трех спектаклей. Особенность заключается в том, что самого художника зритель не видит. Но узнает о нем из воспоминаний его жены Юлии Евстафьевны Прошинской (Лидия Елисева). Таким образом, гости постановки знакомятся с известным астраханцем через образ мужа и отца. Спектакль – документальный, так как в основу пьесы легла переписка Бориса Михайловича и Юлии Евстафьевны. Женщина предстает перед нами в образе купчихи, сошедшей с полотна художника. Белая вязанная шаль придает героине утонченности и в то же время подчеркивает ее образ — хозяйки семьи.
По сути, это моноспектакль. Ведь на импровизированной сцене мы видим в основном только одного персонажа – супругу художника. Но режиссер решил провести параллель с современностью достаточно интересным способом. Вначале постановки в толпе зрителей появляется девушка (Елизавета Смирнова), которая общается с голосовым помощником Алисой. Вопросы простые и предсказуемые: кто такой Борис Кустодиев, сколько стоят его картины и т.п. Затем девушка интересуется супругой известного уроженца Астрахани. Данная мизансцена служит как бы предисловием к основному повествованию. Кроме того, этот диалог с телефоном раскрывает и главную цель спектакля: показать образ жены астраханского гения, о которой известно совсем немного, несмотря на то, что именно благодаря ей потомки могут любоваться «купчихами» и «масленичными гуляниями» Кустодиева. При этом еще более значимой становится сцена, в которой Юлия Евстафьева рассказывает о жизни в блокадном Ленинграде, когда она и дети не поддались соблазну обменять работы Бориса Михайловича на продукты.
Автор пьесы – Анна Кочергина (г. Астрахань). Режиссер – Александр Беляев (г. Астрахань).
Армянский соловей с астраханскими корнями
О нелегкой судьбе оперной певицы Надежды Амвросиевны Папаян рассказывает спектакль «И все спетые мною ноты прекрасны». Сценической площадкой послужила одна из комнат Музея культуры Астрахани, благодаря чему зритель становится одновременно и гостем, и свидетелем нападения на «армянского соловья», пойманного в клетку родного дома. Постановка в форме следственного эксперимента временами вызывает ужас. Ведь воспоминания Надежды Амвросиевны (Эмма Мкртчян) похожи на предсмертную агонию. Героиня то впадает в детство, то оценивает прожитые годы, то рассуждает о смерти. Ей приходилось столько раз умирать на сцене, что гибель в молодые годы кажется вполне естественной. Однако смириться с жестоким нападением на оперную певицу, которой аплодировали жители России и Европы, трудно. Об этом свидетельствует диалог между двумя молодыми людьми.
Персонаж Николая Смирнова, выступающего в роли следователя, в конце постановки превращается в палача, тем самым становясь равным грабителю (Алексей Дуганов), который из-за карточных долгов пошел на убийство. Сидящие по разные стороны молодые люди похожи на чаши весов, которые пытается уравновесить жизнь Надежды Папаян. Трагизм ситуации смягчается только словами «армянского соловья», свидетельствующими о прощении всех, кто лишил известную на весь мир астраханку возможности петь и творить.
Автор пьесы — Ирина Васьковская (Свердловская область). Режиссер – Виктория Евтюхина (г. Санкт-Петербург).
Семейная трагедия Хлебниковых
«Дом Хлебниковых» – заключительный спектакль в трилогии проекта. Из названия постановки понятно, что она посвящена семье, внесший неоценимый вклад в развитие Астрахани. Место действия – Дом-музей Велимира Хлебникова. Как и в спектакле о Борисе Кустодиеве, неотъемлемым элементом является экскурсия по музею. Только если в первой постановке акцент был сделан на работы художника, то в данном случае – на быт семьи. Вместе с главой дома Владимиром Алексеевичем (Олег Комаров) зрители представляют, как выглядела квартира в начале прошлого столетия, когда тут жила династия Хлебниковых.
Действие происходит при закрытых ставнях, в полумраке, как бы символизируя собой замкнутость данной семьи. Вместе с жильцами квартиры закрытыми от людских глаз оказываются и их переживания. Об этом свидетельствует фрагмент, связанный с отъездом из родного города родителей поэта – Владимира Алексеевича и Екатерины Николаевны (Екатерина Спирина). Зритель также знакомится с мужем Веры — Петром Васильевичем Митуричем (Дмитрий Карыгин) и другом, почитателем творчества Велимира — Павлом (Алексей Березюк). Из диалогов видно, как непросто принималось это решение, что своего рода становится трагедией для этой семьи.
Сроднить гостей спектакля с семьей Хлебниковых помогли несколько режиссерских находок. Во-первых, рассадка. Актерам в прямом смысле приходится ходить между зрителями, что своего рода служит зримым подтверждением слов Екатерины Николаевны об уплотнении семьи до двух комнат. Таким образом, ты выступаешь невольным свидетелем происходящих ссор, исполняя роль соседа. Совместно чтение с присутствующими произведения Велимира Хлебникова в этом случае служит достойным доказательством того, как перипетии судьбы этой династии не повлияли на крепость уз. Напоминая тем самым семейные вечера, когда все родственники собирались вместе, чтобы вспомнить былое и спеть вместе песни, а в данном случае – прочитать стихи.
Автор пьесы – Станислав Шалковский (г. Астрахань). Режиссер – Александр Савчук (г. Санкт-Петербург).
Каролина Виноградская