Философия сцены: смыслы астраханских постановок
В День философии подумаем вместе
29 января отмечается всемирный день философа. Самое время поразмышлять обо всем глубокомысленном в нашей жизни. И найти ответы в астраханских постановках, многие из которых наполнены философией от начала до занавеса. Выберем лишь некоторые примеры.
Как боги – философия человечности
Спектакль «Как боги» — по пьесе известного российского драматурга и писателя Юрия Полякова — стал событием прошлого сезона в Астраханском драмтеатре. Режиссер Владимир Карпов высказывался тогда о своей новой работе во многом философски:
«В последнее время люди все чаще хотят жить, как боги, не обращая внимания на других людей — и в этот способ жизни попадает любовь. Сможет ли она выжить в таких условиях? Ответ на этот вопрос зритель узнает, придя в театр».
Все хотят жить как боги. И только один человек понимает, что это совсем не предел мечтаний, по крайней мере для женщины. Лучше нести ношу простого смертного, но быть при этом просто, по-человечески счастливым — любить, быть любимым, рядом со своими родными и близкими. Несмотря на то, что весь спектакль проходит в бодром, юмористическом темпе, печальная концовка заставляет задуматься. Задуматься о простых, но порой безысходных, как нам кажется, ситуациях, уготовленных нам судьбой, задуматься о том, как сделать счастливыми наши вторые половинки, как построить отношения с детьми, но, самое главное, как при этом не стать жертвой правильности своего же поведения. Так или иначе, ты не можешь контролировать счастье всех вокруг, порой нужно просто дать каждому быть собой. Кому-то уготовлена роль Бога, а кому-то простого смертного, главное в первой и во второй-быть честным с собой и со своими близкими, тогда обязательно получится поймать за хвост желанную неуловимую птицу счастья. Должно получиться! (отрывок из рецензии и Юлии Адамян «Жить, как боги»)
Андрей Рублев – философия духовности
Мировая премьера балета «Андрей Рублев» состоялась в Астрахани, под самый занавес прошлого сезона. Астраханский театр оперы и балета стал первым, кто воплотил на сцене жизнь и деяния величайшего русского художника-иконописца, а вместе с этим – его глубочайшую философию и тайные смыслы.
Каждая сцена — это штрих, но именно настолько тонкий, чтобы показать нам лишь образ, отражение всех этих важных и востребованных сегодня нашим обществом тем. Не больше и не меньше, ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы заставить современного человека подумать о том, в чем основы нашей русской культуры, в чем основа русского национального характера, что такое монашество, творческая и духовная борьба. (Антоний (Азизов), епископ Ахтубинский и Енотаевский).
Анна Каренина – философия любви
Одна из главных премьер года – спектакль «Анна Каренина». Как известно, роман Льва Толстого многогранен и по количеству персонажей, и по количеству описанных в нем судеб. Но, безусловно, важнейшей линией романа является линия жизни и любви его главной героини, Анны (в блистательном исполнении Виолетты Власенко). Именно ее судьба и история ее любви легли в основу спектакля. Это настроение зритель проносит до самого ее последнего вздоха.
Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит в романе ряд вопросов, которые волновали его в эпоху, когда в России «всё переворотилось» и только начинало укладываться — астраханский драмтеатр «взялся» за тему любви. Среди главных философских вопросов в произведении: положение женщины в семье и обществе и сопоставление чувства и семейных ценностей.
«В душе хороший человек» – философия злободневности
Это история о стереотипе поколения, что «на войне все средства хороши». Только против кого война и за какие награды проходит каждое сражение? За Вену, куда так стремятся наши «герои»? Ну уж точно не за руки и сердца. Любовь не значится в списке их приоритетов, написанных разноцветными маркерами на белой доске. Словно персоны нон грата какие-либо обязательства и человечность, главное — перспективы и статус. Во главе углов в этом неправильном треугольнике — бездушное отношение ко всему и ко всем, до того бездушное, что даже при гибели богатой «покровительницы» ничего не ёкает. Да и негде, наверное… (отрывок из рецензии «В поисках света»).
За вопросы злободневности среди новых поколений взялся Независимый проект артистов АДТ (ныне общедоступный театр «Перифесрия») — достоверности происходящего добавляет и тот факт, что роли исполняют совсем еще молодые люди, которым поднимаемые проблемы не будут чуждыми.
Дождь и Белая – философия детства
И, наконец, философия добра — она проявляется в детских спектаклях и с малых лет учит человеческим ценностям.
Говорящая ворона Белая встретила щенка по имени Дождь. Сначала они думали, что мир состоит из плохих людей. Но они ошибались. Тихое счастье, сострадание, дружба – этому учит трогательная пьеса Михаила Супонина «Собачья радость».