Из первых уст: Путешествие по Ночному Цейхгаузу
«Как я провел эту ночь в музее»
Эта история о том, как я на несколько часов оказалась в другом времени. Как щемящая от музыки тоска сменялась в сердце пламенем поэтических эмоций. Как держа в руках обычный стаканчик капучино, я представляла себя в другом столетии, столетие назад. Всего одна ночь – и одно путешествие…
___________
Ночь музеев. Цейхгауз. Легкий полумрак. В просторном зале ярко освещена лишь сцена – несколько лампочек над стулом, окружённым тяжелым красным занавесом. Она и бросается в глаза. Но пока я пройду дальше. Эта сцена еще сыграет свою роль в моей истории.
«…коктейль Молотова. В Калмыкии нашли, в прошлом году…»
«…противотанковая граната. Она пустая, мы ее обезвредили…»
И это все настоящее. И кто-то, много лет назад, держал это настоящее в руках. А сейчас (спасибо Поисковому патриотическому отряду) я могу держать в своих руках оружие прошлого века. Поднять винтовку удалось с трудом – она только выглядит легкой. Как и все оружие. Даже штык-нож оказался тяжелее, чем я думала. Правда, он уже не острый. Граната пустая. Во фляге больше нет воды, а по радиосвязи больше никто не скажет кодовых слов.
«Нажимайте на курок, да…»
Бах! Несильный, но впечатляющий на фоне тихой музыки звук. Кто-то нажал на курок и произвел «холостой выстрел».
«Проверка механизма…»
Установить на предохранитель. Извлечь магазин. Выключить предохранитель. Проверить патронник. Отвести спусковую скобу вниз и влево. Отвести затвор в заднее положение и приподнять его заднюю часть вверх, после чего переместить затвор вперед и отсоединить от пистолета. Словно заклинание, повторяется в голове.
Разобрали. Механизм несложный, но руки не привыкли. Представитель Военно-патриотического клуба «Покров» рассказывал об устройстве этого оружия и подробно описывал все его составляющие. После чего практически моментально собрал и разобрал «Макарыча». Сноровка впечатляет.
______________
Рисуем на славу!
Идем дальше. Кисти, краски… и огромный «мольберт», в половину моего роста. Карандашом нанесен легкий контур, а на полу, заляпанный яркими красками, лежит рисунок-образец. Он абстрактен, сперва даже непонятен. Вот он – перфоманс в действии. Бери себе гуашь, обмакни в нее кисть и твори.
Мазок за мазком контур приобретает четкие очертания. Все вокруг стало цветным от красочных брызг. Дети снуют вокруг картины туда-сюда, стремясь докрасить то, что еще осталось, или хотя бы поводить кистью по тем местам, что давно закрашены и уже высохли. И вот они – гордые мужчины – шагают нога в ногу, словно живые. Словно с самого начала Ночи они были здесь, безмолвно шагая и наблюдая за происходящим. Или не наблюдая?..
«Красноармеец»
«Стрельба по красной гвардии»
«Против нового правительства желают иметь старое»
Настоящая история, на мой взгляд, рисуется глазами детей. Она в их мыслях, страхах или мечтах о будущем. Эта выставка – живой тому пример.
Рисунки простые, порой немного нечеткие – как и обычные детские каракули, которые мы все рисовали в детстве. Но только эти – они особенные. И тогда детей волновало совсем иное. На этих «картинах» — простые люди, военные действия, солдаты. И все они выглядят по-детски просто и наивно. Но осознание того, что каждый из этих рисунков – маленький сгусток эмоций одного маленького человека, скованного страхом или надеждой, приходит слишком быстро.
«Могучим ударом труда мы уничтожим оковы разрухи»
Агитационные плакаты тех времен, которыми обклеен столб перед самым входом в музей, отлично выполняют свою задачу. Рассматривая их, считывая лозунги, я невольно чувствую в себе желание взять молот и пойти работать на благо страны. Или с этим же молотом, записавшись добровольцем, пойти на врага. А наряду с этим, побороться за равноправие полов. Здесь каждая надпись – как произведение искусства.
И, конечно, всем известные «Не болтай!» и «А ты записался в добровольцы?», в 21 веке разобранные на цитаты, пародии и основы для разного рода рекламы.
____________
За кадром прошлого
Вся прелесть или «непрелесть» прошлого в том, что оно – прошло. И его уже не вернуть. Но в случае с этим фотопроектом можно попытаться это ускользнувшее прошлое воссоздать. На фотографиях по центру – Астрахань прошлого века. Эти фотографии черно-белые, местами состарившиеся, но они «живые». И говорят голосами из прошлого. А фотографии слева вторят им голосами из 21 века: «Мы здесь, мы все еще здесь!».
___________
Поэтическая революция
«И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь…»
Потревожит. И еще как. Помните о той импровизированной сцене из единого стула, окруженного красным занавесом? Пришла и ее пора.
Мое самое яркое впечатление, самый невероятный прилив эмоций в душе, связанный с простыми и, казалось бы, такими знакомыми стихотворениями. «Ну что там эти Есенин с Маяковским, чего я там не слышала?» Но творческое объединение «Новые люди» смогло мне доказать – ничего я не знала о поэзии. История за историей, картина за картиной…
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Соженная любовью душа.
Душа, испытавшая пыл, страсть,а ныне угасшая. Любовь?
«Вспыльчивая связь»
Слава. Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.
О Маяковском можно либо отвратительно, либо восхищенно. У меня – последнее. То, что на бумаге порой кажется набором странных, нескладных слов, вслух обретает очертания и смысл. Видишь, как грелся на «Известиях» котенок, как «из-под потолочка верещала оголтелая канареица». И главное – не забыть! «Без серпа и молота не покажешься в свете!».
«Романтизму и небольшой иностранщине место в новой, светлой поэзии». М. Светлов.
Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»- песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя…
Новые песни
Придумала жизнь…
Не надо, ребята,
О песне тужить.
Не надо, не надо,
Не надо, друзья…
Гренада, Гренада,
Гренада моя!
___________
Музыка прощаний
Признаюсь: музыка баяна у меня ассоциируются с перроном вокзала. С прощаниями, трогательными чувствами, неподдельными эмоциями. Для меня это – тоска в сердце. Приятная, щемящая. Но все же тоска. И все эти 15 минут, что баянист играл, я представляла себе сцены из прошлого, которого никогда не видела, и людей, которых никогда не знала. Они были рядом, расставались, плакали или просто говорили по душам. И в эти 15 минут уместилось несколько чьих-то жизней.
___________
Если город засыпает…
А в это самое время монотонным голосом молодой человек, сидя за большим столом в центре зала, объясняет собравшимся правила игры в Мафию. Многие смотрят на него непонимающе, кто-то кивает в ответ. Собравшихся более десяти, у каждого в руках черная маска. Да это же чистая психология – контролировать свои эмоции и мимику. И вот, игра начинается… Кто сможет расколоть другого раньше всех? И кто же мафия?…
__________
Игра света в темноте
Чудесные крылья светятся цветами радуги. Они создают цветные волны, элегантно переливаясь в руках. Танцовщица эффектно управляется с пиксельными пои (да, это название мне пришлось погуглить) и гимнастической лентой. Движения принцесс из света легки и свободны, будто у них и правда есть крылья. «Феерия света», не иначе…
А сменяют их элегантные и утончённые балерины. Они – как невесомые пушинки одуванчика, кружатся на носочках в танце, держа в руках края своих таких же невесомых платьев. Они настолько грациозны и плавны, что маленькие девочки, которые смотрят на девушек из толпы, сами начинают кружиться в произвольном танце. Пусть он пока не так прекрасен, но кто знает?…
___________
Мода на все времена
И вот… Вокруг небольшого стола постепенно появляется все больше людей. В основном, это женщины. Девушка по имени Марина, стоя перед большим монитором, тихим, но приятным голосом начинает свой рассказ. Она рассказывает о моде того времени. О том, как наряды шились из всего, что попадалось под руку женщине – простыни, одеяла, матраса. О моде на безвкусные, по современным меркам, украшения и жемчужные нити вокруг шеи. О платьях с такой странной заниженной талией и об этих маленьких шляпках, которые пришли на смену шляпам с большими полями. О стиле, который получил название «а-ля рус» и одно время был популярен даже в Европе.
Все это в виде фотографий демонстрировалось на мониторе. Очень захотелось увидеть эти наряды в живую, на моделях или манекенах. Потрогать эти простые ткани, рассмотреть каждую деталь украшения, а может быть, даже примерить их на себя…
______________
Хотели напоследок еще один эмоциональный взрыв? Получите, распишитесь.
На сцене появляются столы, а на них – стеклянные бутылки. Стулья, скатерти. Напряжение нарастает, хотя пока что ты просто проходишь мимо и наблюдаешь за построением сцены для читки.
Сказать честно, до этого на читках «Периферии» я не была. Как и вообще смутно себе представляла это мероприятие. В моей голове актеры просто сидели на стульях в обычной одежде и не отрывая глаз от листа с текстом читали свою роль. На деле все вышло куда интереснее. Читали ребята пьесу Ю. Ионушайте «Влюбленная в революцию». Раскрывать перед вами все перипетии сюжета я не буду – вся интрига пропадет. Да и прочесть содержание пьесы вы сможете в Интернете, если она вас и правда заинтересует.
Когда актер находится от тебя на расстоянии вытянутой руки, ты действительно ощущаешь себя вовлеченной. Видишь, как каждый выкладывается на все сто процентов, следишь за мимикой и выражением глаз. Даже читая текст с листов, ребята умудрялись выдавать отличные актерские работы. Возможно, они были слегка незаконченные, но ты уже ощущаешь талант актеров.
Самое интересное – это ощущение того, что актер частично стоит с тобой на одной сцене, а частично погружен в хитросплетения истории того времени. Наверное, таков феномен читок подобных произведений.
_______________
Когда приходит время возвращаться из путешествия, ты уже полон эмоций. Самое приятное, что они разные: это и радость, и тоска, и легкая грусть, и даже шок. Я рада, что Ночь в Музее способна дарить такие великолепные чувства. И благодарю вас за то, что были со мной в моем скромном путешествии по закоулкам Ночного Цейхгауза. Мы обязательно встретимся вновь.