«Малыш и Карлсон» – спектакль об одиночестве
Сказка с недетской реальностью
История о мальчике, которого все зовут Малыш, и его друге «в самом расцвете сил» Карлсоне известна, наверное, каждому. Из книг шведской писательницы Астрид Линдгрен. Из советской серии мультфильмов Анатолия Савченко. Однако наблюдать за историей этих взаимоотношений, воссозданной на сцене, совсем другое дело. Такой необычный эксперимент реализовал в конце прошлого года Астраханский драматический театр.
Постановку Александра Огарева можно с легкостью озаглавить «История одной семьи». Ведь большая часть действия происходит в квартире, где папа (Дмитрий Карыгин, Александр Беляев) и мама (Екатерина Спирина, Наталья Вавилова) являются главными организаторами жизненного процесса. При этом назвать семью благополучной крайне сложно. У родителей свои дела, у детей – свои. Собирается эта семейная компания только за столом, где постоянно распивается чай. Наверное, это единственный традиционный стереотип о семье, и единственный традиционный подход к спектаклю. Все остальное в постановке даже для опытного театрала ново.
Во-первых, сценография. Большая стена, на которой то и дело появляются разные яркие и цепляющие проекции. От картинок уютной квартиры до видов крыш домов. Особенно заметны на этом фоне иногда выступающие прямоугольники, которые напоминают лестницу, тянущуюся куда-то вверх, к неведомым семейным идеалам.
Во-вторых, световое оформление. Несмотря на яркие картинки и броскую атмосферу быта обычной семьи, свет в сценах с Малышом (Максим Сыраздинов) тусклый. За исключением, появления Карлсона (засл. арт. Павел Ондрин, Игорь Вакулин). Таким образом, передается настроение главного героя. Когда он ощущает свое одиночество и ненужность в семье, сцена сразу темнеет. И Карлсон в этом случае становится чем-то вроде луча в темном царстве однообразных будней Малыша.
Разбавляют всю эту атмосферу обыденности семейной жизни танцы. Эти сцены для детей – как глоток свежего воздуха. Они сразу разбавляют философский посыл постановки и делают ее похожей на сказку, доступную для юного зрителя. Вообще во время просмотра спектакля возникает чувство какого-то недетского одиночества, жалости по отношении к Малышу. Ведь за «благополучной» картинкой семейной жизни, к которой он принадлежит, скрывается равнодушие, нет любви и внимания по отношению к близким людям…
Но как и должно быть в хорошей детской сказке, к концу постановки взрослые осознают всю суть однообразного и безэмоционального бытия, и благодаря Карлсону создают настоящий праздник для Малыша.