Марина Шапошникова: “Чтобы писать для детей, непременно нужно любить их”

Астраханская писательница — о детском творчестве и книгах
Сегодня в гостях у АстраКульта — детская писательница Марина Шапошникова. Она является членом Международного творческого объединения детских авторов, Товарищества детских и юношеских писателей России, лауреатом многих международных и российских литературных конкурсов. А главное — ее стихами и прозой с упоением зачитываются как взрослые, так и дети. Удивительно, но Марина всю жизнь трудится бухгалтером, по своей основной профессии. О том, как любовь к писательству и детям победила цифры, читаем в нашем интервью.
— Нам очень приятно, что в Астрахани живут такие талантливые люди. Хочется узнать о вас гораздо больше.
— Я родилась в селе Трудфронт Икрянинского района. Когда мне было три года, моя семья переехала в Астрахань. Здесь прошло мое детство, юность, взрослая жизнь. В 90-е годы, получив профессию воспитатель дошкольных учреждений, я, к сожалению, не смогла устроиться на работу по специальности. Это было сложное время для многих в нашей стране. Дошкольные учреждения закрывались один за другим. Многие педагоги оставались без работы. А молодым специалистам вообще было тяжело найти свое место. Тогда родители посоветовали мне пойти на бухгалтерские курсы . Позже я получила высшее экономическое образование и вот уже более 25 лет работаю главным бухгалтером. Кстати, я и выросла в семье экономистов. Но моя мама, Шапошникова Галина Ивановна, так же как и я, всю жизнь разрывалась между поэзией и экономикой. Она тоже работала бухгалтером. А потом благодаря тому, что писала стихи, решила резко сменить профессию и стала журналистом. Сейчас она на пенсии, пишет стихи и тексты к песням.
— Здорово! А как вы стали детской писательницей? Может, это была мечта детства?
Писателем я стала совершенно случайно. И в детстве не проявляла способностей к литературе. Но в 8 классе у меня появилась другая мечта — стать педагогом. Дело в том, что моим учителем истории в средней школе №33 был Виталий Александрович Гутман. Помню, как он присаживался на свободное место первой парты и рассказывал нам — своим ученикам — о нетрадиционном проведении уроков. О том, что некоторые педагоги ставят своим ученикам не только пятерки, но даже шестерки. От него я узнала о замечательном педагоге Шалве Амонашвили. Тогда, в книжном магазине недалеко от школы я купила его книгу «Как живете, дети?». Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу в итоге окончил с золотой медалью. Его отношение к учебе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.
Сам Виталий Александрович итоговые занятия по разделам проводил в виде дискуссии. Мы в классе делились на три группы, и каждая должна была доказывать по определенному историческому вопросу свою точку зрения. Главное, что я вынесла от общения со своим преподавателем — педагог лишь тогда будет интересен ученикам, если он будет творчески относиться к своей профессии и обязательно идти в ногу со временем. Так у меня появилась мечта. И вопреки уговорам родителей получить экономическое образование, я поступила в астраханское педагогическое училище. Творческая атмосфера учебного заведения дала свои плоды. И будучи студенткой, я начала писать стихи для детей. Поэтому в литературу пришла благодаря педагогике и любви к детям. А еще, наверное, сказались гены моей мамы. Когда я только начала писать, она терпеливо рассказывала мне о технике стихосложения, давала советы. Мама и сейчас мой самый первый читатель.
— Много шишек набилось, прежде чем вы стали опытным автором?
Произведения для детей я пишу с 17 лет. И за это время было многое: и не только победы в международных и российских литературных конкурсах, но и разочарование, невостребованность. Ведь сейчас издать свою рукопись для меня, как и для многих современных писателей, довольно сложно. Иллюстрированные издания хорошего качества для детей стоят недешево. Сегодняшние реалии таковы, что в нашей стране отсутствует государственная программа по развитию детской литературы, поддержке детских писателей. Современные дети знакомы в основном с классиками: Корнеем Чуковским, Самуилом Маршаком, Агнией Барто. А многие ли из них читают произведения современных читателей? Сейчас художественную литературу у нас, к сожалению, издают небольшими тиражами…
— О чём должна говорить, по-вашему, идеальная детская книжка?
Для меня это произведение, наполненное фантазией, новыми интересными образами, захватывающими приключениями. Где автор умеет излагать текст непосредственно, словно он сам ребенок. Лично для меня такой статус имеют книги Чуковского. А из современных детских писателей мне интересно творчество московского детского писателя Натальи Ивановой и Светланы Сон из города Иваново.
— Расскажите о ваших книгах. О чем они?
Мой дебют в литературе состоялся более 20 лет тому назад с выходом книги стихов и рассказов для малышей «Детский рюкзачок». Тогда меня, начинающего детского писателя, поддержали два чудесных человека — это астраханская поэтесса Нинель Мордовина, которая стала редактором моей книги, и Валерий Шитов — начальник департамента образования Астраханской области. Он дал рекомендацию от департамента образования для публикации сборника и помог финансово осуществить мою мечту.
Вторая моя книга для детей появилась на свет только через 17 лет. Весной 2017 года в издательстве Союза писателей города Новокузнецка у меня вышла книга «Где зимует лето?». Это путешествие в беззаботное время, где воздух пропитан запахами моря и переспелых ягод, а осень наполнена фантазией и яркими красками. В этом же году в рамках проекта “#Книга” издательства Союза писателей издан сборник сказок «Крошка Пелли и ее друзья». В него вошли три сказки с иллюстрациями, головоломками художницы Алисы Дьяченко. Книга о маленьком котенке, который мечтал о собственном доме. Поздней осенью в незнакомом дворе, совершенно случайно он встречает букашку по имени Пелли. С неунывающим другом котенок отправляется в путешествия, переживает приключения и ему совершенно не важно, что его неугомонный товарищ принадлежит к числу блох.
— Какое значение, на ваш взгляд, имеют иллюстрации к детским книгам?
Я уверена, что яркая, интересная иллюстрация — важнейшая составляющая книг для детей. Она помогает ребенку понять текст, формирует его представление о главных героях, углубляет восприятие литературного произведения. В конце концов, именно с картинок начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Я очень рада, что в свое время судьба свела меня с художником ТЮЗа Татьяной Колесниковой, которая создала чудесные художественные образы к моим стихотворениям «Полосатая мечта», «Где зимует лето?», «Вверх тормашками кармашками».
А в 2017 году благодаря литературному конкурсу «Новые сказки» началось мое сотрудничество с юными художниками Ладой Палкиной и Лидией Букреевой. Формат конкурса предполагал участие писателей и начинающих живописцев.
— Кстати о конкурсах. Довольно часто мы с гордостью узнаем о ваших литературных победах. Расскажите о нескольких из них подробнее.
О литературной премии имени Марка Твена я узнала совершенно случайно. Еще летом в сети Интернет набрела на сайт Союза писателей Северной Америки. Оказалось, что это объединение творческих людей, которые пишут на русском языке в разных странах мира: в Канаде, США, Германии, Израиле, России. У истоков его создания стояли выдающиеся российские поэты Римма Казакова и Евгений Евтушенко. На этом сайте я и нашла информацию о премии имени Марка Твена. Обратила внимание, что кроме номинаций для авторов, пишущих стихи и прозу для взрослой аудитории, еще предусмотрена номинация “Литература для детей”. И я не стала ничего откладывать — решила поучаствовать в этом конкурсе. Отправила на суд жюри цикл стихотворений “Сиреневый жираф”. В начале октября 2020 года стало известно, что мои стихи попали в предварительный длинный список полуфиналистов. А 30 ноября, в день рождения Марка Твена, я стала лауреатом этой международной премии.
Кроме того, несколько дней тому назад — 15 декабря — я узнала, что стала победителем открытого литературного конкурса “Серая шейка” города Нижний Тагил. Он посвящен творчеству уральского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. Я одержала победу среди взрослых участников в номинации “Художественное произведение о детях и для детей” за рассказ “Царство Старого башмачника” и стихи для детей.
Ну а сейчас с нетерпением ожидаю результаты международного литературного конкурса “Русский стиль-2020”. В конце этого лета я узнала, что мои стихи для детей “Полосатая мечта”, “Из ниоткуда”, “На бахче переполох” попали в полуфинал и шорт-лист конкурса. Этот фестиваль литературы и искусства необычен тем, что каждый раз победители и лауреаты Русского стиля отправляются исследовать новый уголок Европы. В 2017 году я уже становилась дипломантом в номинации “Проза для детей” с рассказом “На яблочный спас”. Тогда торжественная церемония награждения проходила в немецком городе Бохуме. В этом году фестиваль должен был пройти в Риме, но из-за закрытия границ торжественное мероприятие оглашения победителей пройдет в онлайн-формате 30 декабря.
— Как вы думаете, проще писать детские книжки или взрослые?
Я думаю, что не важно, какой возраст у вашего читателя. Если в вашем произведении интересный захватывающий сюжет и есть, что сказать, то по силам будет написать любое произведение.
— Какие у вас планы на будущее?
Мне очень хотелось бы издать несколько книг для детей, а еще я очень рада, что в первом номере 2021 года Лондонского журнала «Шалтай-Балтай» будет опубликован мой стих «Поглотитель конфет». Этот журнал издается в Англии для русскоязычных юных читателей, которые с раннего возраста владеют двумя языками. Дети билингве чаще всего растут в смешанных браках или семьях эмигрантов.
— Что бы вы посоветовали и пожелали начинающим детским авторам?
Самое главное — это упорство и вера в свои силы. Чтобы писать для детей, непременно нужно любить их и владеть искусством видеть мир глазами ребенка. На мой взгляд, без этого ничего не получится.