Слушая «Новое дыхание»
Обзор работ конкурса-фестиваля
Конкурс-фестиваль самостоятельных работ артистов Астраханской области «Новое дыхание», организованный Общедоступным театром «Периферия» при поддержке регионального правительства и министерства культуры и туризма, близок к завершению. В понедельник жюри в составе художественных руководителей трёх театров – Александра Огарёва (драмтеатр), Сергея Тараскина (ТЮЗ) и Сергея Балыкова (театр кукол) – огласит имена победителей. Наш автор Анна Кочергина посмотрела все конкурсные показы и выбрала наиболее интересные, на её взгляд, работы. Любопытно, совпадёт ли её мнение с оценкой профессионалов?
«Чайка по имени…», режиссёрская работа Михаила Сабитова (по повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
Все повести-притчи похожи друг на друга, как толстовские счастливые семьи. К их главным недостаткам можно отнести плохо прописанных персонажей, предсказуемость и полное отсутствие юмора. Михаил Сабитов попытался преодолеть эти ограничения, оставляющие режиссёру не слишком много пространства для манёвра. Попытка, на мой взгляд, оказалась удачной. Качественная инсценировка, предельная искренность юных актёров (в постановке заняты воспитанники студии театра «Диалектика»), интересное музыкальное оформление – всё это позволяет работе занять достойное место в практически пустующей нише под названием «Спектакли для подростков». Порадовало и то, что режиссёр отказался от излишней достоверности в изображении героев. Никаких картонных клювов и тряпичных крыльев – театральная условность здесь отрабатывает на все сто.
Безусловно, на определённом жизненном этапе такие истории способны возыметь терапевтический эффект и даже вдохновить. Я бы предложила опустить возрастную планку постановки до 12+. Уже в этом возрасте (если не раньше) дети могут столкнуться с проблемами внутри коллектива, наблюдать конформизм окружающих и стремиться ему противостоять. «Чайка по имени…» – прекрасный повод поговорить об этом с ребёнком.
Несмотря на все плюсы, некоторые режиссёрские находки показались мне не вполне внятными. Но, думается, со временем спектакль ещё отшлифуется – в том числе благодаря замечаниям компетентных членов жюри конкурса.
«Когда я вырасту, стану Машей», эскиз спектакля Данила Ключникова (по пьесе Риты Кадацкой)
Ещё одна история про то, что большинство далеко не всегда право. Пьеса Риты Кадацкой о неформалке Маше, которая переезжает из Питера в провинцию и сталкивается с травлей новых одноклассников, вошла в шорт-лист «Маленькой ремарки – 2019». У Маши татуировки и синие волосы, но ненавидят её главным образом не за это, а за смелость и бескомпромиссность. Она не хочет быть «терпилой», «ждать, когда по реке проплывёт труп врага», и готова в одиночку принять бой. Девушке не помогают ни участковый, ни классная руководительница, ни даже друг, который сам молча сносит издевательства. В постановке Данилы Ключникова все эти три антагонистские роли играет один человек – Ирина Есина. Задумка кажется интересной, но, на мой взгляд, образы участкового Андрюши и одноклассника Маши Ильи в исполнении девушки выглядят несколько карикатурными. Впрочем, может, именно такого эффекта и добивался режиссёр. А ещё у всех троих на звонке стоит одна и та же мелодия – «Да чтоб ты сдохла, коза, я тебе скажу, глядя в глаза!», – как бы иллюстрирующая латентное желание избавиться наконец от занозы в виде упёртой девочки. Герои очень хотят вернуться к прежней, до-Машиной, жизни, в которой нет дел-висяков и конфликтов в классе, зато есть святая уверенность, что любую проблему можно тихонько пересидеть.
В качестве музыкального оформления постановки Данил Ключников выбрал песни группы Rammstein, добавляющие эскизу жёсткости и показывающие, какие отнюдь не детские страсти кипят на сцене. В целом, это вполне серьёзная заявка на хороший подростковый спектакль, который, я надеюсь, когда-нибудь случится.
«Путь Лао-цзы на Запад», самостоятельная работа студентки факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры АГУ Валерии Джалаловой и Григория Миляшкина
Современные «Случаи», в которых вместо всевозможных Орловых и Калугиных фигурируют древнекитайский философ Лао-цзы, Злой и Добрый человек, Один мальчик, Одна девочка, четыре мужика и многие другие. Десять «притч» (прежде – фейсбучных постов) Григория Миляшкина оказались достойным драматургическим материалом. Соединившись с рисунками астраханского художника Алексея Макухи, музыкой астраханского же композитора, живущего во Владивостоке, Дениса Клеймёнова и хореографией Валерии Джалаловой, они обрели замечательное сценическое воплощение.
Юная девушка и суровый бородатый мужчина, жёсткие жанровые рамки притчи и лёгкое, порой даже анекдотическое содержание – всё на сцене работает по принципу контраста, словно символизируя созидательное единство противоположностей (инь-ян). В изящной пластике работы, гармонично сочетающей элементы боевых искусств, балетные движения и пантомиму, обнаруживаются простые ответы на самые сложные вопросы.
«Почему я гневаюсь на глупца, который не умеет думать? Ведь я не жду, что безногий побежит. И ни капельки за это на инвалида не обижаюсь…»
Особое очарование постановке придаёт фирменный юмор Григория Миляшкина, хорошо знакомый его читателям:
«Вечером Лао-цзы, гуляя с зонтом по лужам, выгнал из своей головы плохого брата (всё равно спать ему было негде), и этот чудак незамедлительно начал ныть, промочив свои вонючие ноги…»
«У Лао-цзы нигде никогда не было часов. Время суток старик узнавал, внимательно читая кассовый чек после покупки или наблюдая за движением солнца по небу…»
«Один мальчик постоянно тырил рафинад из сахарницы Лао-цзы…»
Ну прелесть же!
«Ха, Ха и Ха» (своеобычный путь Д. Хармса с выкрутасами и пантомимой), автор – Казакова Анна. Самостоятельная работа артистов ТЮЗа Анны Казаковой, Лии Альмяшевой, Алеси Гончаровой-Еремицкой
Постановка выросла из литературно-игровой композиции, которую в 2018 году подготовили студентки кафедры театрального искусства Астраханской государственной консерватории Анна Казакова, Лия Альмяшева и Алеся Гончарова-Еремицкая. Теперь девушки – актрисы ТЮЗа, а «Ха, Ха и Ха» уже в качестве полноценного спектакля идёт на сцене театрального пространства «Неформат».
Если раньше Хармса знали прежде всего как весёлого писателя, чудака и мистификатора, то сейчас его судьба всё чаще представляется трагической иллюстрацией сталинских репрессий, извечного противостояния художника и системы. Вот почему в постановке по мотивам жизни и творчества основателя ОБЭРИУ, на мой взгляд, важно соблюсти баланс между «кутерьмой ожившего цирка» (Шкловский) и глубиной драмы. Создателям «Ха, Ха и Ха» это удалось в полной мере. Короткая, но яркая жизнь «гения абсурда», начиная с нескольких вариантов его рождения и заканчивая смертью от голода в тюремной психбольнице, стремительно проносится перед глазами зрителей. Филигранное соединение художественных текстов, дневниковых записей и воспоминаний с пантомимой, авторской музыкой и минималистичными декорациями рождает удивительное действо, которое захватывает с первой минуты и не отпускает до финального поклона артистов. Это мой фаворит среди конкурсных работ «Нового дыхания», и я очень надеюсь, что жюри не обойдёт её вниманием.
Также хочется отметить отдельные актёрские работы:
Владимир Веселов (Джонатан), Никита Абрамов (Флетчер) – «Чайка по имени…» (реж. Михаил Сабитов);
Дана Арсланова (Аня) – «Странно» (режиссёрская работа Александры Васильевой по пьесе Алисы Садомцевой);
Александра Васильева (Маша), Алиса Чумакова (Муха, сестра Маши) – «Когда я вырасту, стану Машей» (реж. Данил Ключников).
Редакция «АстраКульта» поздравляет всех участников конкурса-фестиваля с успешным выступлением и желает им ещё больше творчества в Новом году! И, конечно же, мы будем следить за новостями от компетентного жюри!