Не мальчик, но муж
В конце марта – начале апреля на сцене Общедоступного театра «Периферия» прошли премьерные показы спектакля «Мальчик мой» по одноименной монопьесе Екатерины Гуземы (режиссер – Александр Беляев).
Перед зрителями разворачивается история 15-летнего Родиона (Алексей Дуганов), мальчика из интеллигентной семьи. Его мама – кандидат наук, папа – архитектор. Подросток любит своих родителей, увлекается чтением, учится в лицее эстетическим уклоном, поет в хоре (зрителей приятно удивят музыкальное сопровождение спектакля и вокальные способности Алексея). Однако предательство отца, который был для героя настоящим кумиром («Родя – у тебя особенный отец, он не такой, как все. И он у тебя очень хороший, помни это, что бы ни случилось»), заставляет юношу изменить свои взгляды и пересмотреть ценности. Родя решает, что его вырастили недомужчиной, антимужчиной, и хочет изменить привычный образ жизни. Для этого он находит новый пример для подражания в крутом, выглядящем взросло парне из параллели Никите Афанасьеве («Он ходил в качалку, курил, нравился девочкам. Все как у нормального пятнадцатилетнего парня»). Никита и Родя – герои-антиподы. У них нет ничего общего, но общение и дружба все же завязываются между юношами. Никита открывает главному герою дивный новый мир, где есть кальян, тусовки и девчонки, где хор – второстепенное дело, а учеба – пустое времяпрепровождение.
Стоит отметить актерскую игру Алексея Дуганова. Он точно передает состояние мальчика, который разочаровался в близком и любимом человеке, увидел в нем главного обидчика. Актер доносит до зрителей ощущение неопределенности, тревоги, смятения, бури чувств подростка и неумение совладать с ними. Идеалы героя рушатся. Он болезненно переосмысливает когда-то данный отцом завет: «Быть мужчиной – это быть честным и нести ответственность».
Интересно наблюдать и за световым оформлением спектакля. Когда юноша говорит об измене отца, на заднем плане вырисовываются тени и публика будто бы видит не главного персонажа, а его папу вместе с той «бабищей». А вот подросток демонстрирует свои мускулы, и «теневой» двойник на стене – это уже не Родя от слова «родеос» («розовый»), а Родион от древнегреческого Иродион («герой», «героический»).
Простит ли мальчик отца? Не оступится ли на жизненном пути под влиянием обстоятельств и особенно острых подростковых эмоций? Найдет ли в себе мудрость и мужество принять жестокую реальность? Неожиданный финал разрешит все вопросы.
Возвращаясь к названию пьесы и спектакля, понимаешь, что «мальчик мой» – это не только обращение отца к сыну. И драматург, и режиссер поднимают не только проблему семейных взаимоотношений, но и ставят перед аудиторией еще несколько важных вопросов: что есть мужественность? кто такой настоящий мужчина – тот, у кого волосатые ноги, массивная шея и кто интересуется женщинами, – или это, прежде всего, человек слова и дела, который заботится о близких людях и принимает их достоинства и недостатки?
Театральная постановка особенно актуальна для сегодняшнего зрителя. Спектакль придется по душе и подросткам, и взрослым. Первые увидят в истории Родиона себя; возможно, узнают классного руководителя мальчика Альфию Рафиковну, или вспомнят крутого одноклассника с влиятельными родителями, или поймут, что провал коммуникации, конфликт отцов и детей, воссозданный в постановке, повторяет их личную семейную драму. Вторых наверняка не оставят равнодушными вечные темы лжи и правды, доверия и разочарования, любви и ненависти, непонимания и (само)принятия.
Следующий показ спектакля «Мальчик мой» состоится 30 апреля, а в июне он будет представлен на XV Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays» в Екатеринбурге.