Символизмы Астрахани, или Прогулка со смыслом

Что и где можно разглядеть?
Даже самая рядовая прогулка по Астрахани приобретает смысл, если этими смыслами ее наполнить. А ведь они заложены в различных рисунках, письменах и образах. Сегодня поговорим о символизме нашего города, который буквально на каждом шагу. И посмотрим на этот мир новыми глазами
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
А начнем, пожалуй, с потолка — в Театре оперы и балета.
Над Большим залом театра, в самом центре, мы видим раскрытый цветок лотоса — как один из самых прекрасных символов нашего региона. Украшают его резные узоры и шикарная люстра диаметром в 5 метров, со 156 лампочками.
На антрактном занавесе мы снова видим лотос, но теперь в виде бутона над поющей театральной маской. Маска смотрит сразу в несколько сторон: это отсылка к тому, что Астрахань располагается исторически и географически на стыке различных культур.
Между лотосом и маской – жемчужина. Таким образом символично представлен театр, а именно — как жемчужина Каспийского региона.
ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА
Главная городская площадь — безусловно, одно из самых символичных в Астрахани мест. Начнем с того, что фонтанный комплекс венчают по краям две скульптурные композиции в виде женских фигур с кувшинами: это аллегорический символ дружбы двух городов — Астрахани и Санкт-Петербурга и союза двух рек — Волги и Невы.
Фигуры мальчиков – символы молодой жизни и созидания. По задумке авторов, «Отдыхающий мальчик», «Мечтающий мальчик», «Рисующий мальчик», «Читающий мальчик» имеют своё особое значение: вечное движение воды порождает творческие устремления.
«Сосуды» и «Кувшин» – символы астраханского хлебосольства и многообразия астраханских товаров.
Ну а «Борьба водных чудовищ», «Плывущий морской конь», «Тритон», «Морской конь с кувшином» – персонажи морской и речной мифологии и символы сил природы.
Кстати, обновленная площадь стала подарком Астрахани от Санкт-Петербурга к 450-летию.
«ЧИЛИМ»-ОБЪЕКТЫ
Свои графические символизмы есть и у проекта паблик-арта «Чилим», который украсил стены города красивым граффити. Но эскизы выбирались не случайно — более того, организаторы провели детальный анализ астраханской истории и краеведения, чтобы гармонично вплести свои изображения в исторический контекст.
Одна из работ, расположенная в нескольких шагах от филармонии, получила название «Перекрестки временен». Она представляет символическое изображение цикла бытия. И связана с тем местом, где расположена.
Заложенные смыслы подробно объясняет автор этого шедевра — художник Кирилл Ведерников.
Так, основным мотивом становится обращение к Ветхому Завету: «То, что было, то и будет, и что делалось – то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Поколение приходит, и поколение уходит, а земля пребывает вовеки».
Теперь внимательно разглядывает изображение. Шлем на нем символизирует душу, проходящую свой цикл – от создания до распада и возврата к исходной простоте. В центре — образ того, кто управляет и следит за циклом. В руке у него ключ от врат. Он Тот, кто может прервать цикл. Изображение Спасо-Преображенского монастыря, который когда-то был на этом месте, символизирует “маяк”, указывающий путь душам. Справа – образ «Небесного Иерусалима», один из образов Царства Небесного. «Перекрестки временен» — это Жизнь и Смерть, те точки, когда душа встречается с Творцом.
Здесь стоит остановиться и задуматься…
ДОМ ТЕТЮШИНОВА
Продолжаем наше символичное путешествие.
К строительству собственного дома астраханский купец I гильдии Григорий Васильевич Тетюшинов подошел весьма основательно и буквально душу вложил в кропотливый процесс, обращая внимание не только на эстетику и комфорт, но и на заложенные смыслы.
Перед нами настоящий славянский дом, о чем говорят древние символы, вырезанные на оконных рамах, дверных наличниках и орнаменте крыши. Мы узнали, что означают некоторые из них.
Так, три точки являют собой символ града; крест в круге (главный славянский символ) – солнце; вертикальные полоски – дождь. От воздействия именно этих природных явлений дом таким образом был защищен.
До наших дней дошли те самые дубовые колонны XIX века и старинный сруб. Поскольку купец строил корабли (кстати, они вошли в состав Каспийской флотилии и служили верой и правдой для защиты границ), веранды своего дома он сделал по форме судна — что тоже символично.
НАБЕРЕЖНАЯ ВОЛГИ
Многие, кто гуляет по Набережной Волги, обращают внимание на эту красивую рыбку, и непременно задаются вопросом: что же все элементы рисунка означают? Разглядывать ее хочется снова и снова, а вот детали, действительно, имеют свой особый смысл — и ничего случайного нет.
Во время нашего интервью художница Екатерина Берстнева рассказала все подробности:
«Ночами я придумывала идею, мне хотелось уместить в работу все, что я знаю об Астрахани. И действительно, наш город удивителен — это южная столица, куда приезжает много туристов. Поэтому я старалась максимально отобразить «астраханское» в своем рисунке. Осетр — это один из символов города. И как в сказке Ершова есть Чудо-юдо Рыба-кит, на которой расположен целый город, так и я решила сделать акцент на рыбе. Только вместо кита у меня был, конечно же, осетр. Так как это царская рыба, то непременно у нее должна быть корона, которая у меня стала Кремлем — вершиной всего. А все шипы на спине осетра у меня стали достопримечательностями — храм святого Владимира, Лебединое озеро и т.д. Весь рисунок символичный. В хвосте у меня расположился наш заповедник, точнее его фауна и флора — это лотосы, сайгаки».
Кстати, этот символичный арт-объект был создан в рамках красочного арт-проекта «Щетка». Если вы видели в городе другие щитки и люки, ставшие полотнами для художников — все это «Щетка».
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
В 2017 году в Астрахани появилась своя Триумфальная арка. И по всем законам жанра, стала одной из главных достопримечательностей города, которая притягивает местных жителей, молодоженов и туристов.
Открытие Аллеи Славы Героев Земли Астраханской и венчающей ее Триумфальной Арки стало ключевым событием Празднования 300-летия Астраханской губернии.
Конструкция Триумфальной арки представляет собой 15-метровое сооружение, на фризе которой изображены наиболее знаковые события в истории Астраханской области: присоединение Астраханского края к России, основание Астраханской губернии и другие. Таким образом, она олицетворяет связь времен и является историческим продолжением Триумфальной арки 1871 года. Будет время — подойдите к ней вплотную и рассмотрите все детали — они весьма интересны.
Автором проекта является почетный архитектор России Александр Суслов.
ДРАМТЕАТР
Прогуливаясь по коридорам Драмтеатра перед началом спектакля или во время антракта, вы не сможете пройти мимо этого огромного полотна. Особенно, когда узнаете, что таит в себе картина.
Этот проект, который называется «Главные слова», художник Марат Джамалетдинов придумал еще в 2016 году. Суть простая — люди оставляют свои определения того или иного вопроса. В данном случае отвечали на вопрос: «Что такое театр?». В опросе приняли участие 210 человек — цифра символична дате: 210-летию Астраханского драмтеатра.
В результате, для одних театр — это незнакомка, для других — новые эмоции, а для кого-то — предвкушение. Затем все эти определения вписывались как матрица в пространство картины, поверх которого накладывалось изображение.
Художник рассказывает:
«Я использовал символику, которая ассоциировалась у меня с театром — а именно, уникальные часы драмтеатра. Их механизм идентичен с нашими кремлевскими часами. На циферблате была указана цифра 21 — тоже неслучайно. Слова же остались вписаны в том виде, в котором писались авторами. Некоторые я вписывал сам — это слова тех людей, которые отвечали мне по интернету из разных городов и стран: Германии, Франции… Кстати, там есть ответ и от голливудского актера Матиаса Хьюза. Над картиной я работал несколько месяцев».
ДОМ ВЕЛИМИРА
Далее отправимся в Дом-музей Хлебникова — а именно, в загадочную комнату Велимира…
Здесь мы не увидим ни кровати, ни других привычных нам бытовых предметов — образ поэта такая обстановка передаёт великолепно. Только рисунки, цитаты и исчисления домочадца-гения. В оформлении использованы фрагменты рукописей и рисунков Велимира, графических работ Степана Ботиева, макеты обложек «Доски судьбы» и «Зангези», «Звездная азбука» Хлебникова, воплощённая в макетах кубиков «Живописной азбуки» Петра Митурича. Именно здесь, в этой комнате, поэт создал ряд произведений с астраханской тематикой: поэму «Хаджи-Тархан», статью «Астраханская Джиоконда», рассказ «Есир», повесть «Ка» и т.д.
Интересны его математические формулы. Интересно, но число 317 Хлебников считал важнейшим в истории, связанным со скоростью света и скоростями земли. Также он выделил особую закономерность, связанную с этим числом – например, все важные события в жизни Пушкина происходили с промежутком в 317 дней.
Хочется изучать цифру за цифрой, надпись за надписью, вглядываясь в эти стены благодаря глазам и планшетам, а после присесть посреди этой звучной тишины и глубоко задуматься…