От мелодрам до нацистских признаний, или почему некоторые пьесы хороши в читке
По итогам лаборатории
Февраль для астраханских театралов начался с лаборатории читок современной драматургии. В течение недели зрители знакомились с пьесами современных авторов. Читки проходили на двух площадках: в театре «Диалектика» и Доме актера. Некоторые из них хочется отметить особо.
Лось всему виной
Открыла лабораторию читка пьесы «За лося» Любови Страховой — артистами объединения «Арт-портал».
Сюжетная линия завязана на встрече представителей разных социальных слоев: девушки на внедорожнике (Виолетта Власенко), мужчины-семьянина на малолитражке (Юрий Ашаев), егеря бывшего заключенного на велосипеде (Дмитрий Юницкий). Причиной послужило ДТП, во время которого погиб лось (по версии егеря – беременная лосиха).
Идея разных транспортных средств подчеркнута актерами с помощью кресла, стула и детской табуретки, в соответствии с социальной иерархией. Тем интересней наблюдать за разборками водителей, ведь каждый хочет «развести» другого на деньги. Однако параллельно с этим развивается любовное направление. Благодаря чему диалоги не уходят в «дорожную бытовуху» и скрашены шутками и флиртом.
В результате все, кроме егеря, остаются довольны: лось, который все-таки жив; семьянин, нашедший новую любовь, и девушка, которая не попала на встречу с свекровью.
Ария ученого нациста
«Арийская ария в Виленском гетто» Вальдемараса Микшиса – самая неоднозначная пьеса, представленная на лаборатории. Уже по названию понятно, что действие проходит в далеких 40-х годах прошлого века.
В камере для смертника состоялся диалог между тремя героями: арестованным командиром еврейского подполья (Юрий Ашаев), доктором-ученным (Дмитрий Юницкий) и начальником еврейской полиции (Алексей Матвеев).
При этом происходящее больше напоминает допрос, переходящий то в научный доклад, то в исповедь арийского доктора, который пытается оправдать действия нацистов с помощью антропологии, философии и других наук. В результате разговор из национальной плоскости перерастает в плоскость религиозную, а следом политическую. Суть произведения становится ясна только к концу читки, когда зритель понимает, что происходящее является неудавшимся экспериментом.
Знакомство с несчастливым концом
«Анатомия страха» Михаила Хейфеца – пьеса о панических атаках, которые привели героев в тупик. Произведение, актуальное для наших дней.
Молодая женщина (Екатерина Спирина) садится в машину к незнакомцу (Юрий Дубоносов). Разговор и шутки то разбавляют ситуацию, то накаляют ее до придела.
Многое вещи объясняют авторские ремарки (читает Наталья Вавилина). Без них зрителю бы пьеса показалась скучной исповедью двух людей, склонных преувеличивать проблемы и раздувать страхи до неимоверных размеров. В принципе, так оно и происходит. Но мягкий тембр и игра актеров сбавляют напряжение диалогов. Хотя хеппи-энда все равно ждать не стоит.
Все-таки пьеса о том, что страхи становятся образом мысли и жизни, где доверию нет места. Поэтому вариант читки для нее самый оптимальный, так как на сцене она смотрелась бы слишком трагической историей о гибели человеческих взаимоотношений.
Любовный треугольник
«Это все из-за тебя» Юлии Бочаровой – пьеса с мягкими диалогами и бытовым юмором о двух женщинах (Татьяна Терешёна, Ольга Шаунина) и одном мужчине (Константин Бочаров).
Наблюдать за историей этого классического любовного треугольника было интересно. Такое ощущение, что подслушиваешь телефонный разговор какого-то из пассажиров в маршрутке. При этом актеры обыгрывали диалоги, передвигая стулья, превращая их то в машину, то в квартиру, то в палату в больнице. Таким образом временами диалоги были подкреплены еще и действием, что придало читке динамичность.
По жанру получилось что-то среднее между мелодрамой и комедией.