«Представьте, будто вы заснули. И перед вами сны мелькнули»
Отзыв на премьеру драмтеатра
В конце марта в Астраханском драматическом театре состоялась премьера постановки известного режиссёра Виктора Терели по комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая была приурочена ко Дню театра.
На сцене с высокими античными колоннами, белоснежными каменными гробами и серебристыми ветвями (художник – Ольга Колесникова) разворачиваются истории любви. Такие разные, тяжёлые и страстные, что зрители то замирают в ожидании, то смеются после очередной гримасы харизматичного актёра.
Режиссёр, как и заявлял, постарался не просто передать шекспировский замысел, но и пропустить его через призму современного восприятия, рассказать о любви не высоким слогом шекспировской эпохи, а доступным языком. (К слову, пьеса звучит не в переводе Лозинского или Щепкиной-Куперник, а в переложении менее известного у нас Осии Сороки с авторскими добавлениями.)
Заставить английского классика звучать свежо и актуально Тереля пытается не только при помощи вкраплений непривычной для Шекспира лексики. Так, например, некоторые герои у него одеты в кэжуал и рок-прикиды.
Вот только почему раз за разом для осовременивания Шекспира используют именно ирокезы и рваные джинсы? Нет, это ни в коем случае не ханжество (тот же эпитет «хреновый», например, несколько раз звучащий в спектакле, совсем не режет слух и кажется вполне уместным). Просто не особо понятно, почему только Гермия и Лизандр одеты в вещи, которые сегодня можно найти в любом масс-маркете, а свита Оберона и вовсе бегает с голыми торсами и в кожаных штанах (в то время как сам бог отнюдь не походит на рок-звезду).
В этом контексте, кстати, вызывает недоумение и тот факт, что Робин (Алексей Березюк), посланный Обероном (Александр Ишутин) отыскать юношу в афинских одеждах, то есть Деметрия (Алексей Кульчанов), путает его, одетого в стилизованный военный мундир, с Лизандром (Илья Жуковский). Видимо, Афины – город контрастов. Вообще, думается, джинсы в шекспировских постановках уже стали вторичностью и моветоном – вспомнить хотя бы не имевшую успеха у астраханской публики постановку «Ромео и Джульетты» энное количество лет назад.
Спектакль, однако, отнюдь не лишён достоинств. Еще на пресс-конференции стало ясно: зрителя ждёт что-то непривычное, трогательное и в то же время смешное. Герои на сцене перемещаются и живут будто бы в нескольких измерениях. Чувствуется какая-то магическая и немного абсурдная атмосфера, которая поначалу кажется непосвящённому зрителю непонятной. По ходу действия картина собирается по кусочкам, складываясь в цельное и довольно увлекательное действо. Музыкальное оформление и декорации гармонично вписываются в сюжетную линию, а большое количество актёров, действующих слаженно и согласованно, делает некоторые сцены спектакля особенно зрелищными и эффектными (например, восстание амазонок или свадебные гулянья).
Комедия «Сон в летнюю ночь» не раз ставилась на театральных подмостках всего мира. Виктор Тереля подметил уникальность сюжета и его способность подстроиться под любую эпоху. На пресс-конференции журналистов интересовало, не опасается ли режиссёр того, что спектакль будет схож с постановками других театров. «Театр бывает всяким, но он не может быть одинаковым или скучным. На этой сцене ремесленники научат богов любить» – таков был ответ.
Скучным спектакль действительно не назовёшь, но вот несколько затянутым – возможно. По крайней мере именно такое ощущение возникает, когда в комедию неожиданно вторгается… фрагмент из «Ромео и Джульетты». Эта сцена, призванная, видимо, умерить зрительское веселье во время просмотра спектакля в спектакле, кажется чужеродным, излишним вкраплением и утяжеляет восприятие. Впрочем, финал всё равно оказывается мажорным, как это и задумывал автор.
«Сон в летнюю ночь» оставляет несколько противоречивые впечатления, но 2 часа 40 минут, что идёт постановка, тем не менее пролетают практически незаметно. В конце же возникает искреннее желание поаплодировать труппе за профессиональную и качественную работу, которую хочется обсудить и пересмотреть.
Ближайший премьерный показ комедии пройдет 12 мая. Не пропустите!