Расслышать пропеллер Супер-Карлсона
В Драмтеатре — новогодняя премьера
Мама в бесконечном разговоре по телефону. Папа читает. Дочь в наушниках и с пылесосом. Шум и звуки мешают услышать, а экраны сотовых и прочие «дела житейские» — увидеть друг друга. В первой сцене музыкальной сказки «Малыш и Карлсон» зрители узнают себя. Премьера сценической версии популярного бестселлера Астрид Линдгрен состоялась перед Новым годом на сцене Астраханского драмтеатра.
«Сегодня» одной семьи — так начинается эта новогодняя история. Совместное селфи завершает пролог, акцентируя: цените моменты, когда вы все вместе, это самое важное. Малыш (Максим Сыраздинов) не попал в кадр — в окружении игрушек и сладостей остался скучать один в стороне. Так режиссер постановки Александр Огарев приглашает поговорить на тему одиночества в окружении близких — но не в форме сказки-нравоучения или притчи, а скорее о серьёзном легко.
Весь спектакль веселят и развлекают зрителей воображаемые игры с обычными вещами, детские раскраски, смыслы-перевертыши, как например, «от конфет не толстеют». Карлсон то превращается в супермена из любимого фильма гламурной няни, то сама она напоминает Мери Поппинс. Пара этих смешных взрослых уморительно исполняет знаменитое танго из советского кинематографа. Появляется на сцене и Человек-Паук из любимых мультфильмов детей.
Действие истории проходит среди модных вещей и стильной мебели. Своеобразные костюмы актеров передают характерные черты каждого из персонажей. Художник постановки Ирина Бринкус (г. Москва) придумала самую важную деталь декорации, которая стала ключом в решении многих мизансцен. Белую стену с выдвигающимися ящиками актеры обыгрывают как лестницу, как стол, как диван. На белом особенно ярко читаются оригинальные картинки видеопроекции. Пространство-трансформер становится подспорьем режиссеру в рассказе о главном: у всех есть лёгкость, чтобы подняться над бытом. И ангелы нужны всем. Когда они прилетают — жизнь превращается в игру.
Для безопасности движения над миром «взрослых» самые яркие детали в костюме Карлсона – шлем и даже часть скафандра. Они же умножают значимость Карлсона (Игорь Вакулин, Павел Ондрин) до «звездных» размеров — до Вселенной Малыша. Иногда кажется, что у «мужчины в самом расцвете сил» и крылья вырастают. Полеты над крышами дарят мальчику настоящую дружбу, которую он принимает всей душой, как будто вдыхает свежий воздух. Образ Карлсона — его можно сравнить с ангелом — вырастает до божественного смысла.
Послание музыкальной сказки заключается в том, чтобы найти «карлсона» в себе, даже если кто-то еще не встретил друга. Как веселиться со своими детьми, и «где же кнопка», Александр Огарев показал в сцене знакомства с няней Фрёкен Бок (Эльмира Дасаева, Александрина Мерецкая). Даже маме (Екатерина Спирина, Наталья Вавилина) и папе (Дмитрий Карыгин, Александр Беляев) легко удалось «действие» — игра в перестрелку.
У белой стены есть и обратная сторона (все как в жизни) — чердак. Здесь происходят странные вещи: летают вороны и ходят воришки. Впрочем, они скорее забавные недотепы и уж точно, совсем не страшные. К тому же Филле (Валерий Штепин, Олег Комаров) и Рулле (Алексей Березюк) к финалу исправились, став честными фотографами.
Они снимают счастливую семью. Новогодний «хэппи-энд» завершает общая праздничная фотография. Несдержанная злючка-сестра Бетан (Анастасия Краснощекова, Анастасия Кацан) и ее друг Пелле (Николай Смирнов, Алексей Дуганов) окунулись в любовь. Благодаря первому чувству молодежь разглядела, что брат повзрослел. Ему теперь будет о ком заботиться. В трактовке Александра Огарева чудо случилось: в финале на сцене появляется герой, вокруг которого и сложился этот интересный сюжет — настоящий щенок.
Александр Огарев бережно и с любовью раскрывает тему одиночества. Артисты вслед за режиссером искренне и проникновенно доказывают бессмысленность детских страхов и снимают чрезмерную взрослую серьезность. Только так можно расслышать звук пропеллера или заметить чуть слышное движение воздуха от крыльев ангела…
Елена Мальчонок