Свет в конце кинотоннеля, или современный взгляд
В Астрахани прошли показы фестиваля ВГИК
В кинотеатре «Иллюзион» прошла серия кинопоказов Международного студенческого фестиваля ВГИК. Пятидневный марафон, завершившийся 14 ноября, включал в себя просмотр учебных, курсовых, дипломных кино- и театральных работ студентов российских и зарубежных киношкол.
В заключительный день были представлены шесть короткометражных фильмов. Гости фестиваля предстали в роли жюри: в начале вечера каждый из них получил анкету, где должен был оценить работы по десятибалльной шкале. Выйдя из кинозала, зрители устроили импровизированное обсуждение фильмов, в ходе которого сформировался субъективный рейтинг короткометражных фильмов.
6 место – «Тлена нет»
Режиссер: Магдалена Кроули
Легче всего зрителям было определиться с аутсайдером. В основу работы Магдалены Кроули легла реальная история, произошедшая в 1918 году.
Молодой человек, проснувшись, видит стоящую в его спальне подругу, которая шепчет: «Нет смерти, нет праха, нет тлена». Конечно, это вполне могла быть шутка, только вот девушка сейчас находится в другом городе, да и после всего сказанного исчезает, будто ее и не было. Поняв, что это не жуткий розыгрыш, парень отправляется в институт мозга, где рассказывает о происшествии.
С технической стороны фильм очень неплох: красивая картинка, хороший звук, выдержана стилистика Петербурга прошлого столетия. Идея в основе хоть и не оригинальна, но интересна. Единственная проблема, которая повлияла на нахождение этого фильма на позицию в топе, – расставленные акценты. Есть два простых варианта развития этой истории: показать ее с романтической или научной стороны. Автором был выбран первый, который, к сожалению, не удалось грамотно реализовать. Ну нет между героями чувств, искры, химии; ты просто не веришь, а главное не переживаешь за персонажей. Плюс абсолютно нераскрытая тема института мозга и научного обоснования этой ситуации делает фильм пустым, хоть и красивым.
5 место – «Стрелок» (он же «Путь стрелка»)
Режиссер: Алексей Хазов
Самая неоднозначная и тяжёлая для описания картина.
В фильме показана история геймера, которого из мира компьютерных стрелялок переносят на настоящее учебное стрельбище. Там он и начинает свой путь к миллиону долларов, который можно получить, выиграв олимпиаду.
Сама работа выполнена в стиле дешёвой компьютерной игры. С технической стороны фильм очень слабый, но ведь так и было задумано. Поэтому если зрителя не смущают плохая графика, слишком заметный зелёный фон, отвратительный звук и странный сюжет, эта картина вполне может прийтись ему по душе, поскольку не лишена юмора и идеи. К слову, это тот фильм, оценку которому было тяжело поставить многим зрителям: своей оригинальностью и самобытностью она тянула на максимальный балл, но при этом была такой отвратительно-примитивной, что заслуживала минимума.
Последующие четыре фильма получили примерно одинаковое количество восторженных отзывов.
4 место – «Лучшее… От первого лица»
Режиссер: Никита Кармен
Парень замечает на улице красивую девушку и решает познакомиться. По ходу разговора выясняется, что ее ограбили и она не может уехать к родителям. Парень предлагает ей 2000 рублей на автобус, если она «сделает ему приятно» на камеру. Девушка соглашается, но когда они приходят в квартиру, все идёт не по плану.
Гнусная поначалу история оказывается красивой сказкой о любви, которая вряд ли когда-нибудь случится в действительности. С технической стороны фильм безумно красив, будто бы снят одним кадром (склейки заметить очень сложно), что придает атмосферу волшебства этой картине.
3 место – «Сложные желания простого человека»
Режиссер: Ольга Новикова
У каждого человека есть желание – что-то, чьё отсутствие заставляет нас страдать. Главной героине в университете дали задание написать эссе на тему «Что бы я сделал, если бы мне за это ничего не было». Кто бы мог подумать, что на такой простой вопрос будет так сложно ответить.
Наверное, самая девичья работа из представленных, хотя тема актуальна для обоих полов. В картине был момент, когда парень роняет листы, они с девушкой одновременно тянутся за ними, и их руки касаются, глаза встречаются, губы соприкасаются. Парень в зале недовольно пробурчал: «Пф, классика…» Только вот это была лишь мечта героини и какой бы стандартной и штампованной она ни казалась, эта идея действительно живёт в умах многих девушек: хочется, чтобы красивый парень поцеловал тебя так, как показывают в кино. Благодаря подобным точным для женской психологии моментам, фильм может показаться мужчинам несколько глупым, но режиссер действительно грамотно выстроила события.
2 место – «Если бы импрессионисты были дантистами»
Режиссер: Алина Абрамова
Фактически это экранизация одноименной части книги Вуди Аллена «Записки городского невротика».
Как бы вели себя импрессионисты, если бы стали дантистами, а не художниками? В центре сюжета – Винсент Ван Гог, на которого даже завели уголовное дело, поскольку он сделал для своей клиентки зубной протез так, как чувствовал, а не так, чтобы он подходил к ее ротовой полости. Помимо Ван Гога мы встречаем Сезанна, руки которого так и ходят ходуном, и когда ему всё же удается попасть инструментом пациенту в рот, он вышибает больше зубов, чем вылечивает; Дега, который разрывает снимки челюсти клиентки, поскольку композиция там «ни к черту не годится», и многих других представителей импрессионизма.
Картина продумана до мелочей: на столе в кабинете Ван Гога – дантиста подсолнухи, когда темнеет, за окном появляется «Звёздная ночь». Потрясающий юмор и интересный взгляд на историю помогают этому фильму получить серебро. До золота ему не хватило лишь оригинальной истории.
1 место – «Ребра»
Режиссер: Михаил Малинин
Главный герой, увидев в переходе мужчину, которому стало плохо, делает ему массаж сердца. В скором времени к нему приходит участковый с сообщением, что на парня написали заявление за причинение вреда здоровью: реанимируя человека, он сломал ему ребра. Это далеко не последние повреждения, которые герой нанесет больному. Хотя, может, парень в этом и не виноват?
Отличная сатира, демонстрирующая всю алчность нашего общества: люди пытаются получить выгоду даже от тех, кто спас им жизнь. До чего доводят такие желания, показано в финале. Здесь сошлось всё: сценарий, монтаж, игра, цветокоррекция, посыл. Все работы выглядели профессионально, но именно эту можно было бы прямо сейчас вставить в эфир какого-то крупного телеканала.
Подобные мероприятия дают понять, что не всё ещё потеряно для отечественного кинематографа. Кто знает, может, с этими интересными молодыми режиссерами мы в скором времени сможем выпускать кино мирового уровня чаще, чем раз в год.