Уже история: приветы из астраханского прошлого
Расскажем несколько из них
Мы проходим мимо астраханских улиц и не менее астраханских учреждений, которые, казалось бы, знаем уже довольно хорошо. Но они все еще способны удивлять. Невероятными историями из жизни…
Наследник европейских традиций…
…или Драматический театр
Звание старейшего театра распространяется далеко за пределы нашего города. Подумать только, он был основан более двух веков назад, в далеком 1810 году! А свой дебютный спектакль актёры «Драмы» ставили в деревянном здании в переулке, названном несколько позднее Театральным. В репертуар входили трагедии «Титово Милосердие» и «Дидона», «Эдип в Афинах», «Пожарский, или Освобождение Москвы», «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» — сценическая интерпретация «Бедной Лизы» Карамзина. Многие спектакли были благотворительными.
С годами первое здание обветшало и пришло в негодность. Тогда крупный рыбопромышленник и меценат Николай Плотников стал инициатором строительства нового театра. Он ездил по Европе и знакомился с лучшими театрами, чтобы перенять полезный опыт. 1 октября 1883 года состоялось освещение и открытие Драмтеатра по его нынешнему адресу: улица Советская, 28. С тех пор театр ведет свою новую жизнь, ставя в год по несколько новых спектаклей.
Бывший оружейный склад…
…или Цейхгауз
Более четырех назад на территории Астраханского кремля открылся новый культурный объект – музейно-выставочный комплекс «Цейхгауз». Новый, но с двухсотлетней историей. В Астрахани такое возможно.
Дело в том, что современное здание архитектурно повторяет оружейный склад (Цейхгауз), построенный в кремле в 1844 году. В нём находился военный арсенал, где складировалось оружие, амуниция и продовольствие Астраханского военного гарнизона. Спустя годы о славном прошлом этого здания напоминали лишь руины. В 50-х годах прошлого века их даже хотели снести и разбить на этом месте парк — мы могли навсегда распрощаться с этим объектом…
Сохранение исторического названия стало логичным продолжением масштабного восстановления бывшего оружейного склада на том же месте, по сохранившимся чертежам XIX века. Комплекс восстанавливался 5 лет в рамках Госпрограммы по реконструкции Астраханского кремля.
Сегодня это один из главных культурных центров региона. Здесь проводятся самые масштабные мероприятия вплоть до международного уровня: от фотовыставок, фестивалей и Недели Каспийской моды до Саммита глав Каспийских государств. Площадей и возможностей Цейхгауза хватает для самых смелых задумок. А главное, он продолжает хранить историю…
Астраханский Невский проспект…
…или улица Никольская

Старая Астрахань, ул. Никольская
Самая передовая улица города в XIX веке. Гуляя сегодня по этим вполне спокойным местам, трудно представить, как оживленно здесь было когда-то.
На этой улице в 300 шагов располагался центр торговли. Банки, магазины, рестораны – здесь кипела настоящая коммерческая жизнь! А уж сколько архитектурных памятников и необычных домов украшают улицу… Кстати, на фоне некоторых из них снимался небезызвестный фильм «Не может быть!».
И до сих пор гости города выбирают именно эту улицу для начала своего экскурсионного путешествия — с одной стороны ее венчает Астраханский кремль, с другой — Центральная Набережная в силуэте Дамы с собачкой.
Коллекция купца второй гильдии…
…или Картинная галерея
Да, один прекрасный человек — купец второй гильдии и инженер-механик по образованию, Павел Михайлович Догадин, даровал однажды родной и любимой Астрахани не только большую часть картин, но и… целый дом! Точнее, свой особняк на Набережной р. Кутум, где «Догадинка» и располагалась вначале.
Далее поменялось не только ее местоположение, но и название: в 1958 году галерея получила имя Бориса Кустодиева. И уже в 2008 стала называться Астраханской картинной галереей имени П.А. Догадина.
Коммунальный Терем…
…или дом купца Г.В. Тетюшинова
За свой долгий век этот дом успел повидать многое. Он видел прекрасную семью: Григория Васильевича – отца, его супругу Глафиру Ивановну и очаровательную доченьку Лизу, которую чете «подкинули» на порог дома и в котором она осталась.
Терем задумывался Тетюшиновым как оплот семейного уюта. В 1930 году, когда Дом был передан государству, его превратили в коммунальную квартиру. В 1995-м президентским указом дом Тетюшинова включили в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения». Благодаря этому указу, мы можем и сейчас прийти туда, почувствовать атмосферу того самого купеческого дома.
Восставший из пепла…
…или Театр оперы и Балета

Фото: dergachev-va.livejournal.com
Начиналась эта театральная история с «Аркадии». Но не с нашего сегодняшнего парка с веселыми каруселями, а с красивейшего летнего театра. Он стал любимым местом не только астраханцев, но и гастролирующих артистов. К примеру, выступал на этой сцене сам Шаляпин.
А потом случилось страшное… пожар. Деревянное здание выгорело дотла. Напоминают о нем сегодня старинные фотографии, в которых чувствуется атмосфера времени.
В октябре 2011 года свои двери распахнул Астраханский театр опера и балета, призванный хранить классические традиции русского театра. Театр стал крупнейшим не только в Астрахани, но и в Европе.
Ключ к загадке одного человека…
…или Музей Хлебникова
Дом-музей выдающегося поэта и мыслителя открылся в октябре 1993 года. Но возник он не вдруг и не сразу. Сперва была выставка живописи и графики художницы Веры Хлебниковой (1977 г), младшей сестры поэта. Совместно с ней экспонировалась выставка изданий Велимира Хлебникова, фотокопий редких снимков, скульптурных изображений и т. д. Тогда-то и зародилась мысль о создании в Астрахани музея Велимира Хлебникова, на воплощение которой ушло долгих 16 лет. В начале 1980-х в прессе всё чаще появляются статьи и заметки, ратующие за открытие астраханского музея Хлебникова. И, как нередко бывает, желаемое уже выдаётся за действительное: открыть музей Хлебникова в 1985 году, к юбилейной дате. Но со временем радужные планы и оптимистические прогнозы сменяются недоумевающе-тревожным: «Быть ли музею Хлебникова?».
Наконец, долгожданное открытие происходит, но на грани события местного значения. Ни одного гостя из-за рубежа, ни одного – из столицы или других городов Союза, ни афиш, ни пригласительных билетов, оповещающих о том, что первый в мире музей Будетлянина существует. В чём же причина такой неоправданной скромности? А в том, что музей получился совсем не таким, каким бы его хотели увидеть энтузиасты-зачинатели. Больше всего удручало отсутствие оригиналов. Но вот…
В декабре 1994 племянник поэта, народный художник России Май Петрович Митурич-Хлебников приносит в дар Астрахани фамильную («хлебниковскую») коллекцию, начало которой положил его отец, художник Пётр Васильевич Митурич. В неё вошли личные вещи Велимира, прижизненные издания его творений, антикварные книги, альманахи, журналы, фамильная библиотека, живопись, графика и литературный архив Веры Хлебниковой, семейные письма, документы и т. д. Эта коллекция и легла в основу новой экспозиции музея, которая приобрела огромную популярность.