Жанна Довженко: Мне важно «прочитать» лицо каждого актера
Гример-постижер – о секретах профессии
В Астрахани вышла в свет книга гримера-постижера Астраханского драматического театра Жанны Довженко под названием «Такие разные лица». Она заинтересовала коллег, в том числе из столичных театров — здесь собраны практические советы для актеров и студентов по искусству грима. В России, к слову, таких изданий не выпускали почти век!
Мы застали Жанну Богдановну за работой, во время подготовки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» — одного из самых сложных с точки зрения грима и прочих внешних атрибутов. Например, сделать такую «прическу» главной героине Наталье Тетеревенкиной — дело далеко не одной минуты.
Рисую всем, что под рукой
Жанна Довженко родилась под Полтавой, в гоголевских местах. Рисует столько, сколько себя помнит. «Нарисуй! Все в детском саду так меня и просили, — вспоминает Жанна Богдановна. — И я изображала принцесс в красивых платьях. Тогда популярно было фигурное катание, я вдохновлялась красавицами на льду. Мне нравится работать всем, что рисует. Но цветных карандашей у меня, конечно, было больше всего».
Сказка начинается со служебного входа
В то время, как и все советские школьники, Жанна часто ходила в театр.
Люблю его с детства. Как-то с классом я не пошла в зал, а заглянула за кулисы через служебный вход. Меня так поразило все, что я увидела — артистов, их гримерки, декорации. Я прониклась творческой атмосферой. Когда закрыла дверь, осознала: сказка не в зрительном зале, а здесь. С тех пор и решила — свою жизнь и творчество связать только с театром. И в детскую художественную школу в пятом классе я поступила самостоятельно.
Выбирать профессию будущему гримеру было не сложно. После школы она поступила в Театральное художественное училище в Одессе. Получив диплом, попала по распределению в Русский драматический театр в этом же городе. Потом появилась возможность выбора между Театром морского флота (г. Владивосток), Львовским театром оперы и балета и… В Астрахани мастер по гриму работает уже более 30 лет.

Жанна Довженко демонстрирует свое мастерство широкой публике во время акции «Ночь искусств»
Вдохновляют лица и эмоции
Природа статична, хоть и красива. Как же привлекает человек, когда думает, а мне всегда было интересно, что в это время происходит внутри… Любое лицо воспринимаю как живое искусство. Эмоции и мимика меня вдохновляют на создание образов. Мне важно «прочитать» лицо каждого актера. Помочь войти в образ, слиться с героем. Перед каждой премьерой мы начинаем работать над образом вместе с ними: идем от характера, от эпохи, от социального статуса персонажа. К выпуску постановки прическа и лицо каждого из актерского ансамбля — составляющая успеха спектакля в целом. Я всех безумно люблю. Когда работаю, понимаю: и я отвечаю за эстетику на сцене. Мне важно, чтобы зрителю понравился внешний вид актеров.

Подготовка к спектаклю «Сон в летнюю ночь»
Для многих в труппе она советчик и друг. Когда актеры приходят на грим или прическу, именно здесь у них есть время поразмышлять — не только о ролях, но и о житейском. Гримеру доверяют самое ценное: многие «дети театра» растут среди париков этого цеха.

Некоторые образы требует «грима» не только на лице
Здесь выросли мои дети
Они жили в театре: ели, спали, уроки делали. Я — не воспитатель. Всегда предоставляла свободу дочери и сыну. В этом смысле я — демократичная мама. Дети выросли самостоятельными. Сами захотели и пошли в художественную школу. Наверное, на генетическом уровне передались способности к художественному творчеству. Сын Сергей закончил художественную академию в Москве, курс Ильи Глазунова. Дочь Маша — Астраханское художественное училище им. П. Власова. Сейчас она живет в Санкт-Петербурге и работает по специальности — дизайнером. Рада, что они — творческие и независимые личности.
Это моя первая книга
По сценическому гриму литературы выпустили немного. Последние издания — годов 30-х прошлого столетия. Печатают иностранных авторов, но у них свое понимание театра. Мое пособие для российского актера. Более 10 лет я преподаю в Астраханской государственной консерватории «Искусство грима» артистам и вокалистам. В книгу внесла свой опыт, собрала практические советы по сценическому гриму, включила и определенные секреты мастерства. На основе некоторых схем все смогут сами создавать разные образы. Мне важно, чтобы моя первая книга стала помощником в работе, и не только актерам труппы Астраханского драматического театра.
Интервью Елены Мальчонок