Театральный критик Александр Вислов — о премьерах в Астраханской «Драме»
Выводы из первых уст
Открытие нового, 212-го сезона в Драматическом театре ознаменовалось премьерой «Братьев Карамазовых». Постановка по роману Достоевского создана в рамках грантовой поддержки Министерства культуры РФ — и, без преувеличения, удивила зрителей. В их числе оказался театральный критик Александр Вислов (г. Москва), который специально приехал в Астрахань, чтобы увидеть, проанализировать и озвучить свое мнение.
Среди увиденного им был не только новый спектакль «Братья Карамазовы», но и три премьеры прошлого сезона: «Вдох-выдох» по пьесе шведского драматурга Ю. Хемири; «День города Nь» — три новеллы о сильных чувствах по монопьесам современных драматургов О. Анненко, С. Соллогуб, Е. Вольгуст, а также «Спасите Леньку!» по пьесе М. Икрамовой. Режиссером всех четырех постановок является художественный руководитель театра, заслуженный артист России Александр Огарев.
Просмотрев спектакли, Александр Вислов два вечера посвятил их анализу, подробно останавливаясь на каждом в отдельности и включая индивидуальный разбор актерских работ.
«Ваш театр интересен — и прежде всего интересен актерскими кадрами» — разговор начался с теплых слов в адрес труппы Драмтеатра. Далее театральный критик приступил к спектаклю по Достоевскому.
«Братья Карамазовы» — путешествие в русскую действительность, предложенное талантливым режиссёром Александром Огарёвым — это не современная попытка погружения в Достоевского. Это инновация. Режиссер сознательно придумал к каждой сюжетной линии, к серьезной истории какие-то обманки, где-то он ставит в тупик. Он как бы выводит на сцену ситуации из романа в странные плоскости. Но когда проходишь через ряд волшебных изменений, то понимаешь, что это совершенно гениально. Замечателен пролог спектакля: перед величиной, масштабностью самого романа, мы такие маленькие. Потрясает и финал, к которому зрители приходят иногда через сопротивление, через внутренний слом…»
Вислов также отметил многие актерские работы в этом ансамблевом спектакле с невероятным числом персонажей и двойным составом — напомним, в «Братьях Карамазовых» задействована большая часть труппы.
Московский критик подробно разобрал постановки, увиденные в Астрахани за эти театральные вечера, сделав важный вывод: Александр Огарёв не ограничивает астраханских зрителей однообразием материала и театральных стилей. Он работает как с классикой мировой литературы, так и с современной пьесой. Не по требованию времени режиссер выбирает и новые формы театральных постановок, и новые форматы общения со зрителями, предпочитая жанровое разнообразие. И все это для раскрытия драматургического материала.
Он бережно работает как с авторским текстом, так и с актерами. При таком подходе раскрываются все возможности труппы, актерам даются большие перспективы для самовыражения. Режиссер осваивает и задействует не только сценические площадки, но также использует все технические возможности театра.
Единственное, о чем сокрушался Александр Вислов — что иммерсивный спектакль «День города Nь» невозможно вывезти из Астрахани на гастроли, потому что он привязан к городу и потеряет свою самобытность в другом урбанистическом пространстве. Однако увидел в этом перспективу для развития театрального туризма за счет интереса театралов к постановке.
«Среди театроведов бытует поверье, что южнее Воронежа в России театра нет. Астрахань, на мой взгляд, начинает опровергать это мнение», — сказал он в завершение.
СПРАВКА
Александр Вислов — старший преподаватель Российского института театрального искусства — ГИТИС, руководитель театроведческого курса, куратор театральных лабораторий и фестивалей, председатель жюри и член экспертного совета Российской национальной театральной Премии «Золотая Маска», заведующий литературной частью театра «Человек». Драматург. Режиссер.
Он был приглашен по заявке Драматического театра в Союз театральных деятелей России. Национальные проекты предполагают подключение в финале российских театроведов для исследования работы, проделанной творческой группой. Всероссийское театральное общество ежегодно проводит командировки известных театральных критиков в региональные театры.