Алексей Булычев: мне в жизни определенно везет

Директор музея раскроет тайны
Больше года назад в музейно-культурной жизни города появилось новое имя: Алексей Булычев возглавил астраханский музей-заповедник. Кого-то данный факт удивил, кого-то обрадовал, кого-то и вовсе привел в недоумение. Но всем без исключения было интересно, как человек из сферы бизнеса «вольется» в размеренную жизнь старейшего музея, какие изменения привнесет, и вообще: «надолго ли его хватит»? Сегодня на эти вопросы ответит сам Алексей Александрович. А также порассуждает о силе везения, чудесах маркетинга и секретах хорошей команды.
Начало
_______________________________
– Алексей Александрович, расскажите о вашей профессии. С чего все начиналось?
– Начиналось на сломе эпох, в 90-е. Мне было 16 лет, когда я решил стать мастером головных уборов. Но для этого требовалось освоить еще одно ремесло – изготовление качественных болванок. Так и пошел учиться на резчика по дереву в лицей №17. Сегодня у меня шестой разряд. За эти 3 года обучения мода на меховые головные уборы внезапно прошла, а у меня на руках осталась профессия в виде полученного диплома и навыков, которые нужно как-то закреплять. В арсенале были хорошие дипломные работы, а потому меня забрали в художественный фонд, где я проработал несколько лет.
Уже потом, отделившись, я организовал свою мастерскую, занимающуюся художественным дизайном и оформлением. В тот момент я познакомился с одним антикваром, после чего начал восстанавливать старинную мебель. Параллельно шли и другие проекты. На тот момент все мои друзья-дизайнеры занимались частными заказами – квартирами, ресторанами, а мы — заказами чрезвычайно сложными и, кстати, не высокооплачиваемыми. Например – изготовлением иконостаса в Храме равноапостольного князя Владимира. За два месяца мы сделали 12 кв.м. резьбы. Процесс включал в себя все: от разработки эскизов до монтажа иконостаса.
До сих пор не понимаю, как мы все это смогли и успели: 5 человек всего за несколько месяцев… Теперь эта работа в храме – моя особая гордость. Благодаря ей мы познакомились с областным архитектором Александром Ивановичем Федорченко, и он предложил мне и моей жене в качестве своеобразного свадебного путешествия отправиться в Санкт-Петербург, оформить коттедж «Астрахань» в резиденции президента на берегу Финского залива.
Этот проект помог нам сделать существенный шаг вперед, предоставив возможность понять и оценить свои силы в дальнейшем. Был 2003 год. Потом нам предложили поработать там в 2007-м и в 2013-м. Становилось больше работ, заводились знакомства. Мы сделали персональную выставку в Константиновском дворце. Затем создали галерею современного искусства в Астраханском театре оперы и балета, где проходили разные интересные мероприятия. Это было такое место «для души», где мы могли собирать талантливых художников, проводить арт-вечера.
Музей
______________________________
– А потом, неожиданно для многих, в вашей жизни появился музей…
– Знакомство с музеем-заповедником началось еще много лет назад, когда я работал в художественном фонде. Руководство музея обратилось с просьбой оформить одну из экспозиций. Было интересно – мы сталкивались с разными задачами, спорили. Музейные, научные сотрудники и дизайнеры визуализацию экспозиции представляли по-разному. Сегодня это типичная ситуация для всех музеев. Лично я придерживаюсь мнения, что в музее должны быть красивые экспозиции и это должно быть интересно, в первую очередь. Если с точки зрения дизайна экспозиция выстроена неграмотно, то ей, наверное, даже никто интересоваться не будет.
Так вот это была наша первая совместная работа, она получилась удачной, и к нам начали обращаться постоянно. В общей сложности мы оформили 7 экспозиций в филиалах музея-заповедника: в Музее арбуза, центре Курмангазы, Краеведческом музее, зале музея Боевой славы… А потом директор музея-заповедника на тот момент — Людмила Михайлова Караваева — предложила мне поступить в Астраханский государственный университет — на историческом факультете как раз открывалась специальность «Музейное дело и охрана памятников», квалификация «Музеевед». Поступали туда сотрудники музея, но поскольку мы плотно сотрудничали – предложили и нам с женой. Так мы и оказались в этой команде музееведов. Как говорили мои друзья, эта специальность из 10 тысяч ни одному нормальному человеку никогда не пригодится. Но пригодилась мне.
– А помните свой самый первый поход в музей? Что за музей это был и в чем его отличие от сегодняшнего времени?
– Я помню, как меня принимали в пионеры в музее Боевой славы. Жизнь меняется. Самое страшное сегодня для меня слышать, когда человек говорит про музей: «Я там не был с седьмого класса и там ничего не изменилось». Многое меняется. Задача сегодняшних музеев — сохранить научность, консерватизм, но внести в это интерактивность. Чтобы людям было интересно. Но не уходить при этом в развлекательное – танцы и прочее, это очень тонкая грань.
– Главный посетитель музея сегодня: кто он?
– Да кто угодно. Сегодня, например, у нас в гостях была девочка, которой меньше двух лет. Она со своей мамой и сестрой лет семи провела здесь около 1,5 часов. Ходят школьники, студенты, взрослые и пожилые люди. Мне кажется, музей – это максимально открытая площадка. И наша задача как раз в том, чтобы это было доступно и интересно для всех.
– Раньше тоже так было?
– Раньше, к сожалению, я музей так часто не посещал, как сейчас (смеется). Кстати, это одно из преимуществ профессии – есть возможность изучить наш музей. Хотя, на это и жизни не хватит.
Команда
______________________________
– А теперь вы возглавляете огромный музей, с филиалами по всему региону. Главный вопрос: как правильно распределить время, чтобы его хватило на все?
– Суток не хватает, большой объем. Но есть хорошая команда.
– И в ней, кстати, много молодежи.
– Да, в музее много молодых сотрудников – и, надо сказать, толковых. У некоторых по два красных диплома. Но самое главное, есть блеск в глазах – для меня это очень важно. Мы стараемся дать людям раскрыться, реализоваться свои идеи. Нет ничего хуже, когда у тебя есть интересные мысли, знания, но тебе никто не дает возможность высказаться, проявить себя.
– Понадобились ли новые качества вам в вашей новой должности? Может, открыли что-то новое в себе?
– Появилась большая ответственность. Здесь ты отвечаешь не только за себя, свою семью и небольшой коллектив из 25 человек, как раньше. Сейчас это команда в 300 человек. Я как-то слышал от музейщиков, что если люди влюбляются в музей, то остаются здесь навсегда. Это правда. Уже сейчас я «втянулся», есть понимание, что хочется сделать.
– И многое уже заметно. Интересно, какое место в музейном деле вы отводите маркетингу, а какое — творчеству? Как соблюсти правильный баланс?
– Без маркетинга жизни не будет. Знаете, нас учили в университете: главное – сохранять, второе – изучать, третье – популяризовать. Но важно, чтобы музей не превратился в хранилище. Экспонаты нужно показывать — для чего тогда их хранить? По этой причине было решено проводить выставки каждую неделю. Ведь в фондах хранится более 300 тысяч экспонатов!. А выставлено только 6-7%. Так появился проект «Музейные выходные», когда каждая новая выставка проходит всего 3 дня – с пятницы по воскресенье. В эти дни музей работает чуть дольше. Мы привыкли, что выставочные проекты обычно длятся месяцами. Эти же выставки ограничены по времени намеренно.
Когда мне говорят, например, что выставка будет идти три месяца, я говорю себе: у меня еще есть время, в итоге так и не попадаю на нее. А такие недолгосрочные проекты привлекают внимание. Выставка располагается в одном из залов музея. Мы начинали с «Золотой кладовой». Люди приходили с фонариками, ходили по музею, отгадывали загадки, искали клад. Плюс таких проектов в том, что они очень разнообразные. Темы тоже могут быть разные, ведь музей охватывает очень много: это и археология, и палеонтология, и нумизматика, и т.д.
Преимущества
______________________________
– Вы часто бываете в рабочих поездках, общаетесь с коллегами по всей стране. А можете выделить качества, которые делают астраханский музей неповторимым?
– Когда я приезжаю в другой музей, действительно, есть чем поделиться.
– Например…
– У нас интересно проходят мероприятия. Я считаю, что у нас грамотно выстроена работа с командой. Молодежь имеет право на свои проекты.
– Музеи других городов мероприятия не проводят?
– Проводят. Но по мнению опять же коллег из регионов, у нас это более свободно.
– Какие еще есть преимущества?
– Часто приходится ездить в другие города, открываем выставки, принимаем участие в форумах. Недавно мы выиграли два гранта. Один из них – в Казани. Это Потанинский* грант, называется «Музейный десант». Для меня Казань всегда была интересна. Во-первых, Казанский кремль очень схож с Астраханским. У них очень хорошо выстроена экскурсионная работа. Над чем нам еще надо поработать. Они потратили на это несколько лет и выстроили эту модель в совершенстве. Там есть и обучение экскурсоводов. Для нас это очень большой опыт, который в дальнейшем можно будет отработать с сельскими филиалами. Еще один грант связан с обучением в Австрии и Словакии. В России было отобрано около 30 человек. Мы тоже поедем учиться.
Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в современной России, созданный в 1999 г. для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры.
Семья и охота
_____________________________
– Ваша семья – одна из самых частых гостей на музейных мероприятиях. Дают вам советы? Взгляд со стороны?
– Да, дают советы. Недавно как раз «отрабатывали» новый квест на дне рождения сына. Ему 12 лет. От семьи получить обратную связь проще, хотя я не стесняюсь подойти и спросить у людей, что им нравится или не нравится.
– Посещая ваши страницы в соцсетях, нетрудно догадаться, что вы большой любитель охоты. Это для вас скорее хобби, разрядка от городской суеты или что-то другое?
– Это большое увлечение, и увлечение с детства. В первый раз на охоту с ночевкой меня взял папа, когда мне было 5 лет. Отец всегда учил, что дичь не убивают, а добывают. Главное процесс. Я много книг прочел по охоте, у нас дома очень большая библиотека. Рыбалка и подводная охота – тоже мои увлечения. Подводная охота – это хороший способ скрыться от суеты (смеется). Тем более на рыбалке мне очень везет. Это говорят и родные, и те, кто приезжает в гости. Часто всех «перелавливаю». Но не потому что у меня есть какие-то знания. А потому что повезло. Да и вообще мне в жизни везет.
– В чем именно?
– Да можно сказать, во всем. Все складывается само собой.