Астраханская культура в годы войны

Истории, которые невозможно забыть
В преддверии Дня Победы мы решили посвятить отдельную публикацию астраханской культуре военного времени. Несмотря на все тяготы, некоторые учреждения и тогда продолжали свою жизнь — во многом благодаря своим сотрудникам. В городе работали театры, библиотеки, кинотеатры, выставки. Регулярно проводились концерты. Население активно посещало культурные мероприятия и очень нуждалось в них.
ДРАМТЕАТР
В годы Великой Отечественной Войны Драмтеатр не прекращал свою деятельность, создавая бригады для обслуживания госпиталей и воинских частей. Коллектив совмещал работу не только с выездами, но и со строительством оборонительных сооружений.
Создаются четыре бригады для обслуживания госпиталей и воинских частей. Выступления на стационарной сцене чередуют с работой на выездах: в госпиталях, воинских частях, на стройках оборонительных сооружений на подступах к Астрахани. Репертуар тех лет отражал мужество и героизм советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Режиссеры театра в эти годы обращаются не только к военным драмам, но и выбирают классические спектакли.
Само здание театра стало центром «патриотического порыва астраханцев». В начале войны именно у здания Астраханского драматического театра им. С. М. Кирова ополченцы получали оружие.
Кроме того, существует предположение относительно утраты в 40-х годах знаменитого кованного козырька, украшавшего фасад театра долгие годы. Возможно, он был использован для переплавки на нужды фронта.
ТЮЗ
Культура переживала нелегкие моменты в годы войны: в связи с положением в стране многие театры закрывались. Такая судьба была предназначена и астраханскому ТЮЗу. Содержать два театральных коллектива городу было тяжело (в Астрахани, как мы знаем, работал и Драмтеатр). Тогда группа ведущих артистов театра, в числе которых: Гаголкин, Мазаева, Вильянов и др. — на базе любительского театра решили организовать театр для детей и юношества. Чтобы осуществить задуманное, они обратились в горком партии, где изложили свой план по сохранению театра. Пришлось пойти на некоторые жертвы: была урезана труппа, сокращены многие цеха. Это сработало — театр сохранился.
Актеры взяли на себя обязанности по совместительству важнейших профессий для создания театра: реквизитор, бутафор и др. Отказались от финансовых дотаций — все, что зарабатывали, тратили на изготовление декорации и оплату труда. Было сложно, но театр выжил и сохранился.
БИБЛИОТЕКА
Многое в годы войны пережили библиотеки. Работники библиотеки им. Н.К. Крупской устанавливали круглосуточные дежурства, чтобы при случае спасти книги. Учреждение продолжало функционировать, испытывая ряд сложностей: зимой помещение не отапливалось, были перебои с подачей электроэнергии.
Услугами и материалами библиотеки в это время пользовалось в том числе и командование армии, а также проходящие лечение в госпиталях солдаты и офицеры.
ОПЕРА
В январе 1942 года, благодаря усилиям эвакуировавшейся Марии Максаковой, оперный коллектив, состоящий из артистов Московского и Донецкого театров, открыл в Астрахани сезон постановкой «Евгений Онегин». Спектакли сопровождали 2 фортепиано и секстет струнных инструментов. В репертуаре также значились «Риголетто», «Пиковая дама», «Фауст», «Паяцы». В августе 1942 года артисты показали новую постановку «Русалка» А.С. Даргомыжского, а в октябре 1942 г. — премьеру «Травиаты». Основными площадками были Драмтеатр и Театр юного зрителя.
Артисты разнообразили выступления за счет концертов, в программу которых включали сцены из произведений «Царская невеста», «Аида», «Кармен».
Материалы местной печати содержат последовательно разные названия нового образования: «Астраханский оперный коллектив», с декабря 1942 г. до мая 1943 г.— «Астраханский театр оперы и музкомедии», затем — «Филиал драмтеатра». Однако по ряду причин оперный компонент не получил серьезного развития в крае в этот период.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ
С 1 ноября 1941 года по 6 мая 1942-го в Астрахани находился Сталинградский театр музыкальной комедии. Затем труппу отправили в Омск; но с конца ноября 1943 года до апреля 1944 года он вновь располагался в нашем городе. Несмотря на бытовые и материальные сложности, коллектив готовил премьеры («Принцесса цирка», март 1942 г.), устраивал вечера оперетт, проводил шефские концерты, в том числе в пользу Фонда постройки противотанковой эскадрильи «Советский артист». Окружные организации наградили 21 работника театра грамотами за обслуживание госпиталей: артисты не только давали концерты, но и помогали в починке белья и уборке помещений.
В августе 1944 года на 2 месяца к нам приехал недавно созданный Театр музкомедии из Таганрога. Репертуар был в целом типичным: «Сильва», «Баядера», «Роз-Мари», «Коломбина», «Мариэтта», «Ярмарка невест, «Свадьба в Малиновке» и др. Однако гастроли театра затянулись: по архивным данным за ноябрь 1944 года, положение коллектива оказалось тяжелым, так как зимняя одежда артистов осталась в родном городе.
В августе 1945 года Астрахань посетил Пензенский оперный театр, показывавший «Русалку» и «Чио-Чио-сан».
КОНЦЕРТЫ
В связи с ликвидацией Сталинградской филармонии в начале войны изменился и статус Астраханского филиала. В августе 1941 года он обозначался в местной печати как «госэстрада». В августе 1944-го госэстраду преобразовали в Астраханскую областную филармонию (ул. Советская, 18). Коллектив пополнился группой артистов из г. Чкалова, в декабре 1944 года был создан народный хор из 50 человек, начал работу джаз.
Были также организованы бригады для обслуживания районов, в том числе национальные.
В городе работали пионерский ансамбль, оркестр баянистов, струнный оркестр и танцевальная группа. В стенах Дворца пионеров проводились костюмированные и новогодние балы, концерты и другие мероприятия.
В годы Великой Отечественной войны выздоравливающие воины из госпиталей Астрахани приходили на концерты в «Аркадию» бесплатно, а для детей здесь проводились игры.
КИНОТЕАТРЫ
В астраханских кинотеатрах шли довоенные и новые фильмы, а перед фильмами показывали киножурнал с новостями с фронта и в тылу. В Кинотеатрах также выступали оркестры: джазовые («АРС», «Заря» и др.) и симфонические («Модерн», под управлением А. Васильева).
В октябре 1941 года состоялись концерты симфонического оркестра при кинотеатре «Родина». На них прозвучали произведения Моцарта, Чайковского, Рубинштейна, Легара, Масканьи, Хайта.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Для Астраханской картинной галереи эти годы стали, пожалуй, самыми непростыми. Учреждение переживает консервацию собрания. С 1941 по 1943 год здесь размещается эвакогоспиталь на 200 коек, далее реорганизованный в госпиталь НКВД. А уже после музейные работники приложили титанические усилия по восстановлению галереи — она вновь открыла свои двери для посетителей в 1944-м.
В июне 1941 года директор художественного музея Пётр Волков был призван на фронт — с войны он уже не вернулся… Обязанности директора исполняла Калерия Лихницкая, заместитель директора и секретарь картинной галереи. На нее была возложена вся ответственность за консервацию произведений собрания галереи, так как из-за тяжёлого положения на фронте и ожесточённых боёв под Сталинградом готовящаяся ранее эвакуация стала невозможной.
При непосредственном участии художника Алексея Токарева коллекция музея была свернута, большая часть произведений упакована, сложена и убрана в сундуки и ящики на цокольном этаже галереи. Небольшая часть полотен и скульптуры по актам переданы организациям города. На период с 1941 по 1943 гг. Токарев стал фактическим хранителем собрания Астраханской картинной галереи.
В начале 1943 года, уже в должности директора, Токарев в срочном порядке добился возвращения живописных полотен и скульптуры, выданных по актам другим госпиталям, расположенным в городе, и настоял на выдаче ему разрешения для осмотра законсервированного собрания. Астраханским окружным советом депутатов и трудящихся от 2 апреля 1943 года было принято решение возобновить работу картинной галереи и начать формирование экспозиции.
Токареву пришлось одновременно работать во всех направлениях: административном, хозяйственном и научном. Предстояла большая и кропотливая работа по ремонту и функционированию музея, составлению новых инвентарных книг и описей коллекции, по воссозданию экспозиции.
Из акта приёма-передачи здания от госпиталя можно понять, в каком состоянии находились помещения галереи: «…выбиты 36 оконных звеньев, отсутствуют выключатели и патроны… замки и ручки в большинстве дверей…четыре печи развалены, отсутствует паркет первого этажа» (им отапливалось помещение для спасения раненых).
Трудно переоценить ту помощь, которую оказал Токареву его ученик, друг и соратник Николай Скоков. В последующие годы Скоков станет директором Астраханской картинной галереи и внесёт свой вклад в пополнение коллекции, расширение экспозиционных площадей, издание первого каталога музея, примет участие в публикации книги о П.М. Догадине и его бесценном даре.
Ну а в то тяжёлое время, при свете керосиновых ламп, Токарев и Скоков часами, в буквальном смысле не разгибаясь, работали в помещениях цокольного этажа. Они заново составляли описи, готовили картины и подбирали рамы, а затем вдвоём разносили и развешивали их по залам. Было невероятно трудно, но шесть залов третьего этажа галереи 1 января 1944 года вновь приняли посетителей.
И НАПОСЛЕДОК
И напоследок еще один интересный факт — касается он знаменитой актрисы Элины Быстрицкой и нашего города. В военные годы она работала в астраханском военном госпитале. Будучи здесь в эвакуации, Быстрицкая поступает на курсы медсестер, работает сначала санитаркой, затем лаборанткой клинической лаборатории. В 1944 года Элина Быстрицкая поступила в медицинский техникум, и уже там стала задуматься об актерской профессии, принимая участие в художественной самодеятельности. Техникум она закончила в 1947 году, а в 1951 поступила в Институт театрального искусства.
Интересно, что особенный интерес Быстрицкая проявляла к исполнению роли медицинских работников. Когда на «Ленфильме» ей предложили на выбор сразу две картины – «Двенадцатая ночь» и «Неоконченная повесть», она выбрала последнюю – ту, где имела возможность сыграть врача Елизавету Максимовну. Исполнила мастерски – что вполне естественно.