Павел Ондрин: В жизни очень много сумасшедшего
За несколько дней до премьеры – из первых уст
Считанные дни остаются до новой и необычной постановки с до боли знакомым названием — «Записки сумасшедшего». Необычности добавляет еще и тот факт, что состоится премьера на арт-площадке Imaginarium в подвальном помещении Драмтеатра. В преддверии долгожданного события мы побывали на пресс-конференции и даже увидели святая святых — репетицию спектакля. На вопросы о Гоголе, мистике, сумасшествии, наконец, — ответили художественный руководитель Станислав Таюшев, режиссер спектакля Алексей Матвеев и исполнитель главной роли Павел Ондрин.
По словам Станислава Таюшева, такой площадкой, как Imaginarium, театр мечтал обзавестись давно. Если театр начинает работать непрерывно, рано или поздно наступает момент, когда можно поработать и для души, — тут же объясняет худрук.
Такие неожиданные пространства возникают по всей России – в крупных городах и столичных центрах. Один из них — театр Олега Табакова. Знаменитый московский режиссер, который последние десять лет работает во Французском Леоне – Анатолий Васильев – тоже имел такое пространство, называемое «Школа драматического искусства.
С момента открытия астраханской «Табакерки» здесь успешно состоялось два эксперимента по театральной читке — неизведанному до сей поры направлению. Дебютный полноценный спектакль состоится уже через неделю, 26 октября. Его Станислав Таюшев назвал ответственным, добавив при этом, что возлагает большие надежды на новое арт-пространство.
«Все-таки большая сцена рассчитана на среднестатистического зрителя. К нам часто приходят женщины, им нравятся комедии. Продать билеты в Астрахани на «Утиную охоту» Вампилова сложнее. Открывая эту площадку, мы имеем возможность поработать для другого зрителя. Произведения Захара Прилепина, Виктора Пелевина могут испугать астраханскую публику. К такому она еще не готова».
Не готовы были и мы. Когда казалось бы спокойный Ондрин превратился на минуту в сумасшедшего актера и послал всех присутствующих «к черту», а в кого-то швырнул смятый клочок бумаги. То ли еще будет на премьере…
Почему выбор для первой постановки в подвальных стенах пал на самого мистического персонажа в мире литературы, Матвеев ответил:
«Для нас, конечно, честь работать с произведением Гоголя. Он был очень необычный человек, и это относится не только к его литературному дару, но и к его характеру, привычкам в быту. Он ходил всегда по левой стороне тротуара, сталкиваясь со всеми пешеходами, шедшими навстречу. А потому выбор очень актуальный для этого материала, для этого пространства».
Когда Гоголь умирал, он почти повторил последний монолог своего героя – Поприщина, его же короля Испанского из «Записок сумасшедшего». Тогдашние врачи лечили писателя методом кровопускания, сажая на лицо пиявок.
Павел Ондрин:
Занимаясь этой пьесой, исследуя ее, мы поняли, что в жизни очень много сумасшедшего. Мы все сумасшедшие по-разному. Потому что мы все иногда хотим представлять себя в том, что на самом деле не представляем. Мы играем в игры. Можно доиграться до полного…
Для убедительности Одрин прочел сумасшедшие анонсы постановок, которые сегодня существуют себе вполне мирно — и возможно, даже когда-то печалились в прессе. Вот одна из них:
«Уважаемые зрители, наконец-то в Драматическом театре возник спектакль-исследование. Спектакль, изучающий глубинные процессы человеческой психики. Он о том, как болезненная неудовлетворённость собственным положением может привести к поиску соотношений себя и высшего, себя и божественного. И в нахождении высшего в себе и принятии себя в высшем. А это ведет к конфликту личности, социума, деформации этой личности, изоляции ее и быстрой ее смерти, смерти с точки зрения исследуемого как логичной точки окончательной деформации человеческого более высокой и божественной».
О сумасшествии
Алексей Матвеев:
Ведь мы иногда заблуждаемся в своих собственных амбициях, фантазиях, нереальных желаниях, которые существуют в каждом человеке. Но у нас, на наше счастье и несчастье Поприщина, есть друзья, родственники, которые говорят: «подожди, еще не время». И мы еще как-то существуем в координатах. У Поприщина на этот момент не оказалось таких людей, да и фантазии его привели в тот мир, где он все больше и больше стал отрываться от действительности. А ведь еще надо учитывать, что его возраст на тот момент – 43 года, это сегодня 55-60 лет. Так вот на тот момент человек достиг в своей карьерной жизни того уровня, когда он начинял перья для своего начальника.
О Гоголе
Павел Ондрин:
По поводу адекватности Гоголя разговоров много. Но пока человек умеет анализировать то, что он делает…
Алексей Матвеев:
У нас есть, как минимум, три Гоголя. Гоголь, приехавший со своей нелепой поэмой, которую не приняли критики. Гоголь, который позже написал всем известные истории Миргородской жизни, Малороссии. «Записки сумасшедшего» как раз приходятся на финал этого периода. И третий, когда он заканчивает «Ревизор».
Насколько «сумасшедшей» получится сценическое воплощение Гоголя, узнаем совсем скоро. А пока несколько животрепещущих кадров для вас.