Чуркинский монастырь как Астраханское чудо
История удивительного места
В Володарском районе Астраханской области находится Чуркинский монастырь, где мироточат иконы и исцеляются люди. Это место с удивительной энергетикой наполнено светом и добром. Однажды нам удалось посетить монастырь, с тех пор мы постоянно сюда возвращаемся, чтобы помолиться и просто побыть на этой благостной земле.
На днях в монастыре произошел пожар — сгорел весь зимний запас сена (400 рулонов). Мы не смогли остаться в стороне, поэтому решили рассказать историю о Чуркинской обители, чтобы все неравнодушные не остались в стороне от этой беды.
История монастыря началась в далеком 1568 году. Тогда нынешний Чуркинский остров был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию, первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.
В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. В 1670-х годах здесь появился новый необычный насельник — принимавший участие в казни священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ учуга. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребён был монахами.
С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору» — как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе. Так за монастырем закрепилось название Чуркинский.
В 1762 году при епископе Астраханском Мефодии (Петрове) Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками. При монастыре был богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы.
Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежащие ей, были отобраны в казну. Монастырь оскудел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.
Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди со всей Астраханской губернии и даже из других уголков России.
Начиная свой духовный путь, старец Евгений отправился в Киев, чтобы поклониться святым Киево-Печерским угодникам, нетленно здесь почивающим, и получить благословение на монашество.
Вняв слезной мольбе, Господь направил его в Китаевскую пустынь, где подвизался прозорливый старец Досифей. Старец благословил его в Саровскую пустынь, и будущий архимандрит Евгений смиренно подчинился этому благословению, отправившись в Саров.
Знаменательно, что шел он по тому самому пути, по которому незадолго до него следовал благочестивый юноша Прохор Мошнин, тоже получивший благословение у этого старца на поступление в Саровскую пустынь. Этот благочестивый юноша стал впоследствии знаменитым старцем Серафимом Саровским.
Первые годы в Саровской пустыни Прохор Мошнин и будущий архимандрит Евгений провели вместе. Почти в одно время они были пострижены: 13 августа 1786 года послушник Прохор Мошнин был пострижен с именем Серафим, а 26 марта 1787 года в Великую Пятницу будущий настоятель Чуркинский обители был пострижен с именем Евгений, в честь одного из семи святителей Херсонес-Таврических.
Но с этого времени разошлись духовные пути двух иноков Саровской пустыни. Монах Серафим остался здесь, а монаху Евгению был уготован иной путь в иные земли — в Астрахань, чтобы стать впоследствии светильником этого края.
Старец Евгений был известен своими предсказаниями, которые сбывались. Но не только этим прославился он. Здесь в Чуркинской пустыни, совершилось немало случаев его чудесной помощи.
В 1847 году, в прикаспийских степях, была страшная эпидемия холеры. И так же, как в 1806 году, народ устремился за помощью в монастырь, к старцу Евгению. Изможденные, уже не имеющие сил люди, ползком устремлялись от пристани к обители, и только достигнув ног старца, тотчас получали исцеление.
Был еще один поразительный случай. Одного местного крестьянина поймали за рубкой монастырского леса. Старец Евгений, всегда отличавшийся мягкостью и милосердием, определил виновному такое наказание: рассадить на указанном им месте порубленные деревья и поливать их в течение двух недель. Крестьянин так и сделал. И чудо! Эти деревья принялись, и до сих пор можно любоваться остатками этой чудесной аллеи, тянущейся от входа в обитель на запад к речке Быстрой.
Скончался старец архимандрит Евгений 17 декабря 1850 года, и с тех пор не прекращался поток верующих на его могилу.
При преемнике старца Евгения — архимандрите Паисии (1854-1867) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был воспитанником Глинской пустыни и стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом.
То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914), также выходце из Глинской пустыни, который привёз с собой на Чурку несколько десятков монахов. Кроме того, этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа.
В 1910 году при монастыре был основан Иоанно-Предтеченский скит. Настоятель его, иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где находилась пристань, была выложена из кирпича, следы ее можно видеть до сих пор.
В 1910-1916 годы Чуркинский монастырь поддерживал работу плавучего храма в честь святого Николая Мирликийского. В приход плавучего храма входили поселки, спонтанно образовавшиеся в устье Волги, и некоторые прибрежные села.
Богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия насчитывалось около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады чахли, огород зарастал, помещения рушились на глазах.
В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.
Весной 2004 года началось возрождение монастыря. Чудо произошло в 2014-м, когда 22 июня замироточила первая икона – Святых Царственных Мучеников. «Слезы» пошли на образах царя Николая и царицы Александры. В день убиения святых ипатьевских мучеников замироточили и остальные образы этой иконы, которая была написана астраханским художником Владимиром Воронковым.
Затем начали мироточить остальные иконы. В ноябре 2015 года капли появились на образах Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Всего в обители мироточили 65 икон.
Сегодня при монастыре действует Дом временного пребывания для алкоголе- и наркозависимых. Подопечные прибывают в монастырь, трудятся на послушаниях, получают от монастыря питание и рабочую одежду.
Но больше всего в монастыре притягивает людей могилка старца архимандрита Евгения. На этом месте многие уже получили исцеление, помощь в своих сложных житейских ситуациях. Чувствуют люди и молитвенную помощь других монастырских старцев, которых здесь погребено немало.
Да и сама часовня имеет особенную атмосферу — хочется здесь остаться надолго. В нашу последнюю поездку один из монахов рассказал много удивительных историй о святом Евгении, а другой послушник просто угостил нас яблоками. Чуркинский монастырь — это место, где каждый найдет свои ответы и поддержку.